четверг, 23 августа 2018 г.

Читаем. Июль-август 2018

Август на исходе, а я не успела отчитаться про прочитанным книгам в июле, поэтому пишу за два месяца.

Книжная лавка. Пенелопа Фицджеральд. Книга мне показалась очень английской. Неспешное повествование, без резких скачков, экшена, но не лишенная смысла и мягкого юмора. Точнее, даже не юмора, а ироничных наблюдений о жизни. Такие книги хорошо читать осенью (набивший оскомину штамп про плед я опущу). Что вызвало внутренние вопросы. Во-первых, дикий успех Лолиты в заштатном английском городке. А во-вторых, мне показалось, что конец несколько скомкан... Хотя жизненный.
Поскольку книга сравнительно небольшого объема, а стоит недешево, я бы посоветовала поискать электронный вариант. 

Южнорусское Овчарово. Лора Белоиван. Вот столько хорошего можно сказать об этой книге! Но есть одно "но". Мне кажется, что автору было скучно писать обычную книгу и она решила... приколоться что ли. А напишу-ка я нечто такое.. эдакое... И написала. Читала я читала, но решила, что надоели мне эти чудачества от автора. Даже несмотря на отличный язык, несмотря на юмор, живописность событий и несмотря на, я бы сказала, некую квинтэссенцию русского менталитета. В свое время я пыталась объяснить почему не люблю фантастику. Жанр этой книги определить трудно. Кто-то назвал ее магическим реализмом и сравнил с Маркесом. (Этот человек вообще читал Маркеса?) Ничего подобного. Зато почему-то была ассоциация с Кысем Татьяны Толстой. Да и не в классификации дело. Просто лично я люблю реализм как он есть, без выкрутасов от автора.
Но иной раз под настроение почему бы и нет?;) Из рассказов мне больше всего понравился Нектар и амброзия.


Не доверяйте кошкам. Жиль Легардинье. Что-то надеялась на веселую книгу с кошачьими историями, а оказалась книжка для старшеклассниц в стиле Бриджит Джонс. Для легкого летнего чтива подходит, но мне как-то уже совсем не интересно. Тем более, недавно перечитывала Тариф на лунный свет. Хватило по уши. Но книжка в своем жанре неплоха. И фильм мог бы отличный получиться;)


Так уж вышло, что в это лето читаю много детских книг. Вообще-то беру их для дочери, но т.к. сама не читала- приобщаюсь.
Лето Мари-Лу. Стефан Каста. Сначала дала эту книжку дочери, она прочла немного и сказала, что дальше читать не будет. А это с ней редко. Прочла сама и поняла в чем тут дело. Книжка вовсе неплохая, но она не детская. Просто лето, размеренное лето, в котором оказались два подростка. Адам и Мари-Лу. Мари-Лу- инвалид. Но книжка вовсе не слезовыжимательная. Она такая... реальная. По большому счету ничего не происходит. Думаю, что целиком понять эту книгу может только взрослый человек. Но тот, кто не забыл, как быть подростком. Именно поэтому я книгу Стефана Касты не включаю ни в один из списков детских книг.

Три твоих имени. Дина Сабитова. Очередная прекрасная книга от замечательного автора. Когда-то я писала про ее книгу Где нет зимы. Знаете чем больше всего подкупает автор? Честностью и отсутствием заигрывания с читателем. А еще книги Сабитовой всегда такие пронзительные... Но это и понятно, ведь часто речь идет об обездоленных детях. Но в них нет чернухи и, несмотря на всю сложность описываемых ситуаций, книги Дины Сабитовой всегда оставляют светлое чувство.. Просто надо бережнее относиться к тем, кто рядом.
Книга отправляется в список книг для детей 13-14 лет
Здравствуй брат мой, Бзоу. Евгений Рудашевский. Скопирую сюда краткий отзыв, оставленный мной на Лабиринте.
Книга цепляет, ранит, оставляет тяжелое впечатление... Возможно, автор этого и добивался. В целом, мне понравилось О ЧЕМ написано, но не очень понравилось КАК. Все же чувствуется, что Евгений Рудашевский -не писатель.
Немного поясню. Советское время, 80-е годы, Абхазское село. Юноша Амза весной подружился с дельфином. А осенью ему уходить в армию. В книге красной нитью проходит мысль, насколько всем не нужны войны. Любые. И локальные, и, тем более, глобальные. Это чуждо человеческой природе. Люди должны жить, растить детей, ловить рыбу, выращивать хлеб, собирать урожай. Радоваться свадьбам и горевать на похоронах. А не отдавать своих сыновей чудищу войны.
Еще я узнала много нового об Абхазии. Например, даже в голову не приходило, что по сути абхазы остаются язычниками, несмотря на якобы причисление их к той или иной религии.Также понравилось, что книга достаточно честная. Нет приукрашенных вещей. Складывается впечатление, что автор что слышал, видел, о том и писал.
Что не понравилось. Не понравился язык. Явных огрехов нет, но, как я уже написала выше, Рудашевский-не писатель. То да потому по тыщу раз. Одними и теми же словами. Нудно, думаю, редкий подросток не отбросит книгу и дочитает до конца. И очень-преочень не понравилось как говорится о грузинах. Да, существует конфликт. В книге вскользь об этом написано. Но автор говорит о грузинах в целом. Безапелляционно. Даже не знаю как это объяснить... Вот мы в детстве говорили "фашисты". И сразу понятно что за люди. Здесь не настолько утрированно, конечно, но у читающего однозначно исподволь складывается негативное отношение к целому народу! Я считаю, что такие вещи совершенно непозволительны вообще и тем более в детской литературе! Уж если ты взялся за перо, нужно быть как-то поосторожнее с этими вещами. (Позже напишу все-таки пост о Средней Азии)
Тем не менее, из-за поднятых тем все же отправлю книгу в Список книг для детей 13-14 лет.
У Рудашевского вышло несколько книг, все они с очень высоким рейтингом. Но, пожалуй, пока покупать больше не буду.

Давно хотела сама прочесть книжку Мариэтты Чудаковой Дела и ужасы Жени Осинкиной. Как увидела, сразу схватила. Но не увидела, что у меня оказалась третья часть трилогии про эту Женю Осинкину. А именно Завещание поручика Зайончковского. Как-то надо было издателям это выделить что ли... А то вы пришли в магазин, знаете, что есть такая книга- Дела и ужасы Жени Осинкиной. Увидели-взяли. А, оказывается, это третий том... Они б еще под звездочкой написали((

Так что пришлось читать эту книжку как самостоятельное произведение. Думаю, что не много потеряла. Вот странная она. Вопрос какую цель ставил автор. Примерно 30% объема книги содержит отсылы к различным литературным произведениям, включая прямые цитаты оттуда. Уж больно Мариэтте Омаровне хотелось привить детям любовь к чтению.  В принципе я это приветствую, конечно, но тут ИМХО перебор. За версту несет назидательностью, а дети это очень тонко чувствуют и противятся всеми фибрами души. Особенно 13-летние подростки, на которых рассчитана книга.
Еще процентов 30, а то и 50 -это рассказы об ужасах советской власти, особенно Сталинской эпохи. Опять таки, по моему мнению, говорить об этом нужно, и автор вполне простым и понятным языком говорит. Но уж слишком категорично и безапелляционно (Рудашевский-еще цветочки). Есть только одна краска- черная! И вот у меня опять извечный риторический вопрос: ну что же мы за люди то такие? Вечно у нас крайности! Одни клянут советскую власть, другие в ностальгическом порыве заходят столь далеко, что напрочь отрицают даже само наличие репрессий и сталинских лагерей...
Ну а еще логичен другой вопрос к автору по ходу повествования. Если ты так рьяно критикуешь все, что было при советской власти, то как ты оцениваешь то, что происходит сейчас???  Ведь во многих случаях ситуация куда более безрадостная. Ну да, слава богу, что нет лагерей, черных воронков по ночам и расстрелов. Но все остальное? И чем дальше отдаляется власть от народа, тем все больше плюет ему на голову, даже не считая нужным как-то прикрываться благими намерениями или объяснять свои действия А сама тем временем  выстраивает вокруг себя  стену силовой защиты... Уже даже никто не надеется, что полиция или армия будет защищать народ. Они призваны защищать власть. Об этом хорошо у Иванова в Тоболе написано;)
В общем, литературовед г-жа Чудакова наверное хороший, но как писатель-не очень. И книжку эту я быть может дочери и дам, для понимания некоторых моментов, но чуть позже.

Полина еще прочла три книжки Жвалевского с Пастернак: Типа смотри короче, Москвест и Охоту на василиска. Говорит, что очень понравились последние две.  Так что могу смело рекомендовать и вашим детям. А вот Типа смотри короче не понравилась вовсе.  Поэтому ни в один список не включаю;) Я сама их не читала, но мнению дочери всецело доверяю. И да, обратите внимание, книги этих авторов у меня в списках на разный возраст;)
Ну а на осень у меня большие читательские планы. Особенно греют душу те книжки, которые здесь показывала. Ну и еще кое-что;))
Хороших вам книг! 

22 комментария:

  1. Как интересно вдруг узнать о другой стороне знакомого автора. Это я о нашем Стефане Каста, который энциклопедии с муравьишкой Софи написал. Из всех книг читала только о Фицджеральд, которую я благополучно перепутала с зачитанным некогда однофамильцем, удивлялась.
    Спасибо за пост!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Катя, да-да, это тот самый Стефан Каста;) Видимо, очень разноплановый писатель

      Удалить
  2. Тань, зацепила ты меня своим постом!
    Составила себе список для чтения, наведаюсь в библиотеку!

    ОтветитьУдалить
  3. Таня, ничего из списка не читала, сама читаю сейчас эдакое ...«Заморок»Аллы Хемлин, читаю и сама в замороке от сюжета, но до конца хочется прочесть.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. о, а я про такую книгу (и автора) и не слышала даже... Сейчас хочу какой-нибудь детектив прочитать. Я люблю разное. Чередую;)

      Удалить
  4. Здравствуйте, Татьяна! Из Вашего списка читала только детские.Рудашевский очень разрекламирован, даже премию получил, но дети книгу не особенно читают. А вот Жвалевского и Пастернак читают с удовольствием, в фонде школьной библиотеки книг этих авторов немало. Заинтересовал Стефан Каста. Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Людмила Федоровна, вот и у меня после Бзоу сложилось такое же впечатление-больше рекламы, нежели писательского таланта. А премии потому что темы поднимает очень важные, да и у самого богатый опыт;)
      Все книги Жвалевского и Пастернак, что у нас есть дома, перечитаны дочкой неоднократно. А также дает подругам на прочтение. Вот только единственная книга не понравилась- Типа смотри короче. Говорит, что книга не жизненная и это явно не поведение семиклассников.

      Удалить
  5. Все-таки какие у нас разные вкусы.))) Ни авторов таких, ни тем более книг не знаю. Вообще как-то современная литература мимо меня проходит, не знаю почему. Взяла было почитать какую-то тетеньку от которой все в восторге, имхо сплошная графомания.
    Детскую и подростковую литературу вообще боюсь, хотя уже и надо знать что детям подсовывать. Сейчас литература детская не понятно для какого возраста пишется и для детей ли?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. ну не так уж мимо, судя по твоим книжным постам;)) А то что нравится или не нравится- "на всех не угодишь". Я вон часто поперек мэйнстрима. Но это мое мнение, всегда пытаюсь объяснить почему понравилось или не понравилось.
      С детскими книгами сложно. Потому и пишу списки. Люди просят посоветовать или надо что-то чужому ребенку в подарок купить, иной раз сама забываю, гляну- ну все понятно)))

      Удалить
  6. Таня, вот согласна насчет "Книжной лавки", но мне она вообще показалась какой-то безнадежной, что ли. При этом самой Пенелопы как-то там и не видно, отсутствуют напрочь ее чувства и эмоции. И "Не доверяйте кошкам" мне не понравилась, все-таки "Совсем того" вызвала больше эмоций. А вот про "Три твоих имени" согласна, очень пронзительно, но при этом нет чернухи, правда твоя. Остальное не читала, но на заметку взяла. Спасибо за отзыв!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лена, спасибо, что заглянула. "Совсем того" у меня тоже в планах, будет возможность сравнить.

      Удалить
  7. Только "Южнорусское Овчарово" читала, про менталитет согласна. Мне Галину напомнило, только у нее интересней)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Кира, а я вот Галину совсем не читала...

      Удалить
    2. "Малую Глушу" я бы посоветовала. Мне очень понравилась. Я еще читала "Автохтоны", "Медведки" и сборник рассказов, но из него запомнился только "Поводырь". Жаль она его не развила, задумка шикарная в сюжете.

      Удалить
  8. Сколько книжек интересных! Я сразу обратила на ту, что называется "Не доверяйте кошкам", потому что это чистейшая правда! Прикинутся вечно эдакими невинностями, а потом хлопот с ними полон рот и на ноги бросаются))) Потом внимание конечно переключилось на "Книжную лавку", ибо как не заинтересоваться книгой с таким влекомым названием:) У Дины Сабитовой и обложка притягательная, и отзыв твой крайне лестный, потому хочу-хочу!
    Круто, что вы с Полиной вместе читаете, а вот моя мама жить не может без телевизора... боже, и почему мы такие разные, э-эх?!.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лана, мне кажется, что тебе эти две книжки не понравятся;) В смысле я про Не доверяйте кошкам и Книжную лавку. Там нет интересных психологических зацпеок;)
      Ну а Сабитова-это Сабитова. Все, что ни читала-нравится очень!
      Весь день смотрит телек? Ужас ужасный! К нам свекор приезжал, говорит о какой у вас телевизор и начал смотреть дни напролет:(((( Я чуть не чокнулась. Я от него заболеваю, от этого потока пустопорожней информации... мы включаем в лучшем случае раз в неделю...

      Удалить
    2. Весь этот порожняк с Малаховым и Экстрасенсами до бесконечности, ааа. Нет, я конечно понимаю, что можно залипнуть на какой-нибудь программе интересной, но не на постоянной же основе мониторить чего там ещё мистического на ТНТ приключилось)) Хорошо что у меня дома телека нет, я его не смотрю уже лет шесть и совершенно не скучаю по новостям, которые промывают мозги и отображают недействительную действительность, по клоунам, которые кричат друг на друга в ток-шоу, по собственно ток-шоу, где всё сплошная постанова))

      Удалить
  9. Интересная подборка! Нравится, как Вы честно высказываете свое впечатление. Я, когда книга не нравится, не могу сформулировать четко, почему. А у Вас все ясно и по делу.
    Записала себе на заметку пару книг))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Марина, спасибо, стараюсь;) Ага, я честная. даже чересчур;)))

      Удалить

LinkWithin

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...