воскресенье, 2 января 2011 г.

Впечатления и ощущения. Ностальгическое.

(Многабукафф для тех, кому интересно;)))
  Стала замечать, что в последние годы очень часто вспоминаю детство. С чем это связано-не знаю. То ли старею, то ли из-за маленькой дочери пытаюсь восстановить в памяти какие-то детские моменты, чтобы не наделать непоправимых ошибок в ее воспитании, чтобы постараться поставить себя на ее место и понять, что чувствует мой ребенок…
Напишу о наиболее ярких впечатлениях и ощущениях своего детства и юности, которые, может быть, оказали влияние на мою взрослую жизнь.  Наверное, сему опусу поспособствовало лежание в постели с температурой в новогодние праздники;)))

Мне примерно около 3-х лет, не больше. Мы живем в коммунальной квартире в самом центре Томска (за магазином "Подарки") В те годы этот дом назывался «Томский Кремль», т.к. жили там, как бы сейчас назвали, VIP-персоны. Кто был нашими соседями-я уже плохо помню, зато помню их библиотеку. Под библиотеку был приспособлен то ли чулан, то ли отгорожена часть комнаты. С пола до потолка стеллажи книг и лестница-стремянка посередине. Мне кажется, что книги я любила с пеленок, читать научилась в 3 года и уже каким-то образом могла понять всю бесценность библиотеки соседей. Может быть поэтому всю свою жизнь я мечтаю о собственном кабинете с огромной библиотекой…

Мне 4 года. И моя мама ведет меня в горсад. И даже качается со мной на качелях. Это был единственный раз, когда мама меня персонально куда-то сводила. Обычно этим занимался папа. Или мама выгуливала брата, а меня брала пристегом. А тут такое счастье! Но помню, что у меня все-таки было двоякое чувство: с одной стороны-безмерная радость, а с другой-непонятно-тревожное состояние. Почему у мамы такое грустное лицо? Может быть она совсем не рада со мной гулять?... Поэтому свою дочь я стараюсь почаще выводить куда-то сама…

Мне 6 лет и мы только что переехали в Чимкент. Идем по улице, а на ней растут сливы и вишня. Рви-не хочу. Я еще все переспрашивала папу и дядю: А это настоящие сливы? И прямо ничьи? И их даже можно рвать?

Мне 8 лет, новогодние праздники. Я иду в магазин «Промышленные товары» купить себе что-то для рисования: карандаши или краски. Хлопья снега медленно падают с неба. Снег сам по себе в Южном Казахстане как праздник, а тут еще такой мягкий, пушистый! Можно высунуть язык и поймать падающие снежинки. А можно просто протянуть руку и успеть разглядеть чудную геометрию природы… Только что показали фильм «Ирония судьбы или с легким паром!» и я представляю себя или Женей Лукашиным, или Надей, идущих по городу… И в голове песня:
Только белых мокрых комьев
Быстрый промельк моховой
Только крыши снег и кроме
Крыш и снега никого …крыш и снега никого

И все так хорошо!
Мне лет 11-12, я отдыхаю летом в пионерском лагере. Лагерь стоит в ущелье реки Машат, он последний в череде лагерей. За ним горы смыкаются в каньон. По выходным ко мне приезжает папа и мы с ним совершаем вылазки на гры. А в этот раз решили не лезть на гору, а пойти вверх по течению реки. Шли мы шли, тропка вдоль реки сошла на нет, пришлось идти по самой реке. Сначала с камня на камень перепрыгивать. А потом прямо вброд. Горные реки вообще-то не очень глубокие, бывают воронки, но не часто. Зато леденючие-жуть! Шли мы шли, дооолго, мне даже страшновато стало: с двух сторон отвесные скалы, мы идем по воде-что там впереди ??? Но со мной был папа! К тому же что-то нас толкало вперед (мама бы узнала-убила 100%!) А потом пришлось как бы подниматься вверх по реке, но мы все равно лезли и вдруг… ни с того, ни с сего горы расступились! А там чудесная долина! По крайней мере мне она тогда показалась просто сказочной! Может быть и от неожиданности. Это было просто непередаваемое ощущение радости и восторга! Я об этом кратко писала в комментариях к теме про Казахстан 
Мне 14 или 15 лет (8 или 9-ый класс, точно уже не помню). Нас завезли на хлопок. Что такое хлопок-отдельная песТня, я как-нибудь отдельно напишу;). Если коротко, то школьников старших классов вывозят на 2 месяца в поля за много километров на сбор хлопка. Работа адская каждый день. Без выходных и праздников. Жили в бараках, на мытье и стирку отводилось полчаса в общественной бане 1 раз в..10 дней. И все. Родители не приезжали-слишком далеко и не было регулярных автобусных рейсов.  Как сейчас подумаю -оторопь берет, но как-то выжили… Так вот, запомнился один кадр с ощущениями. Ночью выпал снег, почему-то нам дали отдых  то ли на полдня, то ли на весь день (наверное какая-то неувязка с полями произошла). Иду по поселку жутко довольная, что удалось договориться с местной жительницей на баню (иногда местные пускали нас в свои бани помыться, брали правда, недешево, и хотя денег у нас тогда практически не было, но мы были готовы за помывку все отдать и договориться с местными считалось большой удачей). Вобщем, такое непередаваемое ощущение счастья: отдых, перспектива мытья, а еще так красиво лежит снег на желто-красных листьях клена.. Примерно как на фотографии
Вот этот случай и зимний день в 8 лет-это, пожалуй, единственные 2 момента, когда я точно могу сказать, что была счастлива безотносительно чего-либо. Когда просто хорошо и все, когда не думаешь и не тревожишься о том, что будет завтра…

Следующие впечатления немного другого характера. Это впечатления-открытия и связаны они с музыкой. Сразу скажу, что к музыке я не имею никакого отношения. Я была чуть ли не единственной среди своих школьных подруг, кто не занимался в музыкальной школе. В то время практически все девочки из интеллигентных семей ходили на т.н. ф-но (краткое название фортепиано). В музыкальном образовании моя мама делала ставку на брата. Надо сказать, мной мои родители специально почти не занимались, никуда не водили, хотя я очень хотела! Приходилось самой кидаться то в бальные танцы, то в спорт, то еще куда. Но по большей части я все же просто носилась на улице))) И вообще, я выросла с твердым убеждением, что у меня нет ни слуха, ни голоса (правда, муж говорит, что слух у меня все-таки есть, только его совсем не развивали, и это обнадеживает;)))
Итак, первое сентября 1984 года, нас студентов-первокурсников собрали для поздравления в актовом зале Университета. И выступает ансамбль скрипачей… До этого момента я никогда вживую не слышала скрипку! Боже мой, как это красиво! И как не похоже на концерты по телевизору!!! Почему так меняется звук?! Скрипки пели и плакали, их голоса наполняли зал и растворялись в его вышине. Это была какая-то невероятная феерия звуков, затрагивающая самые тонкие струны моей души.

Следующий кадр. Тот же I курс. Зачем-то мне нужно было зайти в филармонию. Кажется, мы оформляли абонементы для студентов. И вдруг в этот миг раздался звук органа, пригвоздивший меня к месту, на котором стояла… Величественный, неземной звук- музыка небесных сфер… Я никогда до этого не слышала орган, а тут случайно попала на репетицию. Это было так неожиданно и так потрясающе, что сколько бы я после этого ни ходила на органные концерты -возродить то самое чувство не получается. Но все-таки томичам очень повезло- у нас есть свой орган!


Я примерно на III курсе. Моя студенческая подруга пела в хоровой капелле ТГУ. Томичи знают, что это такое;) Конечно, я уже неоднократно была на концертах нашей хоровой капеллы, а тут просто случайно попала с подругой на репетицию. Пока ждали руководителя капеллы Виталия Валентиновича Сотникова, все студенты- хористы галдели, хихикали, ну вобщем как обычно, когда нет преподавателя. И, как говорится, для меня ничего не предвещало… Но тут стремительно вошел Сотников, что-то всем сказал, взмахнул дирижерской палочкой и… хор чистых, прекрасных, молодых голосов вознесся ввысь! Наверное я так и осталась сидеть с открытым ртом… Ведь на моих глазах свершилось чудо. Скажите, как из перешептываний, смешков, балагурства, студенческих приколов вмиг может родиться божественной красоты музыка???

Отсюда мораль: в жизни всегда есть место божественному началу и только от нас зависит: либо мы найдем его в себе и дадим  выход, либо оно потонет в суете, в ленности, в рутине, в оправданиях, что нам некогда и вообще не до этого… Конечно некогда, конечно не до этого. Но если жить без красоты, то зачем?



41 комментарий:

  1. Танечка, отличный пост! От последних строк стало немного стыдно - ну не использую я свои силы и возможности по-максимуму... Спасибо, что напомнила! И вообще, детские воспоминания - это ценность...
    Еще раз спасибо!! И выздоравливай!!!!!!

    ОтветитьУдалить
  2. Интересно прочитать.У нас в Барнауле тоже есть орган.

    ОтветитьУдалить
  3. Спасибо, Тань! Похоже, мы ровесницы? Кстати, у нас в городе тоже есть свой орган)))

    ОтветитьУдалить
  4. Очень хороший пост! было интересно читать:)

    ОтветитьУдалить
  5. Отличный пост! Заключительная фраза прям в точку! Постараюсь запомнить и буду её вспоминать в минуты, когда захочется полениться.

    ОтветитьУдалить
  6. Какой замечательный пост! Спасибо огромное за ваши воспоминания, а ведь и правда у нас у каждого есть что-то свое, из детства... Что может забылось, но где-то ждет своего момента на подсознательном уровне. Мы ведь частенько с девченками по выходным ходили слушать орган и бродили по старому Таллинну. Спасибо еще раз и скорейшего выздоровления, новых работ, интересных встреч в наступившем году :)

    ОтветитьУдалить
  7. Тань, суууууперский пост! Прочла на одном дыхании. Может, стОит подхватить это как флеш-моб?:)

    ОтветитьУдалить
  8. ой, девочки, мне очень приятно ваше внимание к моему посту! Честно говоря, я думала, что он мало кого заинтересует. Поэтому Лена, Цветик, Наташа, Оксана, Наташа, Лена и Надюша, спасибо большое за комментарии!!!
    Лена, вот именно так, начиная анализировать свои поступки или предпочтения, понимаем, что корни в детстве;))
    Надюш, может и стОит...думаешь, пойдет? Ну тогда принимай эстафету! И еще не забудь про свои награды-ждут-дожидаются!!!

    ОтветитьУдалить
  9. Танюш, да... Все мы родом из детства. Я вот, как ни странно, детство своё помню не просто хорошо, а...ну как бы сказать, чуть ли не с самых пелёнок. Это сейчас я уже и вчерашнего дня вспомнить не могу - блокнотики, списочки всякие, короче Дори я, сама знаешь :)
    А вот что касается детства... Вот помню, например, как мы с родителями приходим в гости к бабушке, а перед самым порогом папа меня в большую спортивную сумку сажает и молнию закрывает. Бабушка дверь открывает и спрашивает: "А Юленька где?", а родители отвечают: "А мы Юленьку по дороге потеряли". И все охают и ахают, а лежу в темноте и умираю от восторга и страха одновременно. Ну ведь я должно быть совсем маленькой была, раз в сумку-то поместилась?:))))
    А ещё помню, как папа меня на санках вечером везёт, а я в них не сижу, а лежу - и вот санки едут, а перед глазами только звёздное небо и больше ничего...Так я познала космос ;)))
    А ещё дед мой на 9-ое мая всегда шары воздушные с завода приносил, газом наполненные. И вот я брала катушку с нитками, привязывала к ней шарик и выходила с ним на лицу, а там разматывала эту катушку до упора так, чтобы шарик улетал в самое небо и превращался в маленькую цветную точку...Но ветер обязательно сносил шарик к деревьям, нитка запутывалась в ветвях и приходилась её обрывать и бежать домой за новым шариком...
    Я даже помню, что и как я рисовала в детском саду, ну, то есть буквально: и картинку помню и свои ощущения и эмоции при этом...
    ...А вот как орган в школьные годы с Леной слушали уже не помню, зато помню как курить учились за школьным двором ;)))))))

    Танюша, спасибо тебе, что всколыхнула во мне эти воспоминания!
    Ты там давай, выздоравливай!

    ОтветитьУдалить
  10. Тань, озадачила я сама себя, кажись, надо подумать!
    Награды обязательно заберу, спасибо, мне очень приятно:)

    ОтветитьУдалить
  11. Прочитала с удовольствием! Стали всплывать мои воспоминания из детства....даже слезы на глазах...спасибо что помогла оторваться от будней и реалей. С новым годом!!! Пусть чудеса случаются в нашей жизни, сколько бы лет нам небыло!

    ОтветитьУдалить
  12. Танюша, здорово написала! Прочла с удовольствием, и самой захотелось поковырятся в детско-юношеских воспоминаниях. И даже написать о них, если не в блоге, то в какой-нибудь тетрадочке!
    Мне тут на днях открыточку прислали, а в ней пожелание "Желаю вам всегда по-детски радоваться жизни", вот и тебе я желаю этого!

    ОтветитьУдалить
  13. Юля, а меня родители вообще в сумке носили, и я помню, помню!!! А еще часто уже в Чимкенте вспоминала как я была совсем маленькая (где-то 2,5 года) и мои родители везли меня в санках по жуткой морозяке, всю закутанную, а поверх шубы и шапки шаленка завязана, знаешь, вот так крест-накрест, как крестьянские дети в сказках... А мне и не холодно было, только парок поднимается...
    про космос я хотела тоже написать. но подумала. чо слишком длинно будет! но потом напишу;) Слушай, как ты интересно написала то!!!!! Спасибо тебе!
    Аня, Наташа, вам спасибо за добрые слова! Если не в новый год вспоминать, то когда?;)))

    ОтветитьУдалить
  14. Ну, значит мы с тобой из отряда сумчатых!А про космос обязательно напиши! У меня с какого-то возраста голова начала ломаться от мысли про его бесконечность ;)))

    ОтветитьУдалить
  15. Таня, умеешь тронуть ты струны души моей) Сижу и думаю... после твоего топика. Есть о чем подумать. А может пора и хватит думать, а нужно действовать?)

    ОтветитьУдалить
  16. Я вот думаю,может тебе книги начать писать?серьезно.
    Довольно сложно описать словами впечатления и ощущения.А у тебя получается...
    мне почему-то всегда грустно в первых числах января...

    ОтветитьУдалить
  17. Татьяна, как вы все написали... ах!
    И Самый главный вывод - это правда-правда! Очень вас понимаю )
    Главное надо найти в себе и дать выход прекрасному!

    ОтветитьУдалить
  18. Юля, сумчатые-ха-ха-ха!!! Ира, а чо делать то,как действовать, подскажи! Лена, да нифига у меня не получается, это ж сотая доля того, чего сказать хотела... мне иногда кажется , что вы сговорились и все вместе надо мной издеваетесь! Нет, надо, надо пост про творчество написать! но он опять нудный будет...А почему грустно? нет, это не правильно, первые дни января-это сплошная перспектива!!!
    Маша, спасибо за комментарий!

    ОтветитьУдалить
  19. Зная как приятно получать новые комменты, отмечусь, хотя еще не читала полностью пост..так урывками и мораль))Все так-все так. я тоже в последнее время все глубже понимаю фразу. что все мы родом из детства..ведь "понимание" оно не однозначно, оно многоранно и каждый раз что-то новое открывается мысленному взору или вообще все однажды с ног на голову и все как Базаров старое хочется сжечь, а построить только новое..я наверно непонятно, я не умею как ты. Тебе бы правда что-нить написать...жалко, что ты не на жж, а здесь. там у тебя было бы больше шансов засветиться...хотя я рада. что из круга твоих читателей и вообще. что знаю тебя;)

    ОтветитьУдалить
  20. напиши про творчество!
    нудных постов я ещё у тебя не читала;)

    а я сегодня самая счастливая,т.к. получила твою конфету:)))))

    ОтветитьУдалить
  21. Маш, да понятно, понятно:))) Лена, да давно хочу написать, но урывками не получается, а по-человечески засесть за комп не дают... Но напишу, обещаю!
    очень рада, что конфета наконец-то до тебя добралась! Не иначе как на черепахах через Сахару ехала;)))

    ОтветитьУдалить
  22. Спасибо,замечательный пост!Я росла в деревне в 90-е,а сейчас живу в городке,вожу дочь в муз.школу и я уже взрослая мама двух дочек испытываю теже ощущения,что и наверное ты будучи студенткой,от музыки и чистых красивых голосов.

    ОтветитьУдалить
  23. i ja chasto vspominaju detstvo, studencheskie godi, vremja, kogda ja zhila TAM, a ne zdes`. I grustno.
    Но я-то, точно старею:)Главный признак - часто стала повторять :" в наше время, когда мы были молодыми.... и розы красные цвели.... :)
    Спасибо за то что поделилась своими воспоминаниями.
    А библиотеку с книгами от пола до потолка я тоже хочу. И со стремянкой:) И сделала бы, да книг хороших нигде не купить.

    ОтветитьУдалить
  24. А помните, как в детстве зимой ладошкой или монеткой на окнах "дырочки" грели, чтоб на улицу подглядывать? А наши дети скоро уже и не увидят такого-окна у всех пластиковые. И морозных узоров красивущих на них тоже нет:((

    ОтветитьУдалить
  25. Да, Тань... Убила, как всегда наповал...
    Про музыку я тоже давно уже хочу написать.. Тут недавно столкнулась опять и пост уже почти
    напмсан. Опять совпали, Таня...
    Как ты всколыхнула-то а? Девчата очнь интересно отозвались. И небо и дырочки грели и снег на листьях и ледяная горная вода... и стыдно, что за столько лет так в органный зал и не попала в Томске. А ведь все время хотелось... Надо съездить!

    ОтветитьУдалить
  26. Сижу довольная)))) А все благодаря вам, девочки! вчера толкько с мужем на эту тему рассуждали. Вроде бы пишешь о своем, не на суд же выставляешь, но потом до чего приятно, когда твои слова и мысли находят отклик еще в чьей то душе!!! Рыжая (как вас все-таки звать-величать, а то неудобно по нику), Майя, Аня, Женя, спасибо вам огромное!!!!
    p.s.Анют, в маршрутках замерзают, недавно сама видела;)) Но сейчас это все же редкое явление, ага!

    ОтветитьУдалить
  27. Светлый праздник Рождества!
    Нет счастливей торжества!
    В ночь рождения Христова
    Над землёй зажглась Звезда.
    С той поры через столетья
    Нам она, как солнце светит.
    Согревает верой души,
    Чтобы мир стал краше, лучше.
    Дарит искры волшебства
    Светлый праздник Рождества!
    Мир приходит в каждый дом...
    Поздравляем с Рождеством!

    ОтветитьУдалить
  28. Анюта, спасибо большое!С Рождеством!

    ОтветитьУдалить
  29. Ласточка(Swallow)-Таня,меня можно и по нику-я ведь и правда рыжая.А мамка с папкой нарекли Софьей.

    ОтветитьУдалить
  30. Софья-очень красивое имя, буду по имени звать)))

    ОтветитьУдалить
  31. С огромным интересом прочитала ваш пост.Мораль замечательная.Самое главное - вынесенный урок из прожитого.Но, почему-то, вспомнились слове из песни Пьехи: Нам рано жить воспоминаниями, какими б ни были они...)))

    ОтветитьУдалить
  32. Алеся, да-да, сама часто вспоминаю слова этой песни, они не дают расслабиться и сойти с дистанции. Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  33. Таня! Спасибо за этот чудный рассказ, я почти плакала, так мне хорошо все помнится из моего детства, и так ты хорошо все сумела передать, затронув мои эмоции...а у меня была моя скрипка и муз. школа...

    ОтветитьУдалить
  34. Очень интересно! Очень душевно, кое-что знакомо, всколыхнуло!

    ОтветитьУдалить
  35. Лена, а сейчас берете скрипку в руки? совершенно чудесный инструмент...
    Лена, ну я думаю, у нас много чего есть объединительного;))) Спасибо за комментраии!

    ОтветитьУдалить
  36. Написала замечательно, очень понравилось. Многое созвучно. У всех есть светлые воспоминания детства. Если все вспомнить длинный пост получится))))) Спасибо, улыбнулось и взгрустнулось одновременно.

    ОтветитьУдалить
  37. Таня, случайно прошла с Мрии по ссылке в твой блог, никогда здесь не была... удивительное чувство... теперь буду приходить в гости, читать... спасибо...

    ОтветитьУдалить
  38. Маша, спасибо! буду рада видеть тебя в гостях!

    ОтветитьУдалить
  39. Спасибо за пост. Мораль заслуживает отдельное СПАСИБО. Жизнь одна, а мы зачастую живет с ощущением что их несколько. Недавно была в Полоцке и слушала органную музыку в Софийском соборе. Здорово!!! А теперь, благодаря этому посту, записалась на "танцы" по выходным дням (в свое время готовилась стать балериной, и как не сложилось по-здоровью).

    ОтветитьУдалить
  40. Наталья-снегурка, спасибо! вот здорово, что на танцы записалась!! чур-не бросать!;)

    ОтветитьУдалить

LinkWithin

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...