пятница, 13 ноября 2020 г.

Читаем. Осень 2020

 Эх, запоздала я с прочитанными книгами, надо было успеть до черной пятницы. Вдруг бы что-то приглянулось;) Но еще не вечер;)) Да и многие (по крайней мере те, кто тут комментирует), читают меня и в инстаграм. Поэтому пишу, наверное, больше для себя. Но это удобно!

Начну с того, кто "наше всё".  Пушкин. Юрий Тынянов


Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен —

Неколебим, свободен и беспечен,

Срастался он под сенью дружных муз.

Куда бы нас ни бросила судьбина

И счастие куда б ни повело,

Всё те же мы: нам целый мир чужбина;

Отечество нам Царское Село

В романе Юрия Тынянова огромное место занимают лицейские годы поэта. Мы ближе знакомимся с его однокашниками, тем знаменитым первым выпуском: Пушкин, Дельвиг, Пущин, Горчаков, Кюхельбекер.. Какая разная и уливительная судьба!

Строго говоря, эта книга и не роман вовсе. А, скорее, жизнеописание детских и юношеских лет Пушкина. Но и не только. Это его семья, с дедами-бабками, тетушками и дядюшками, это окружение семьи, да и вообще светский уклад того времени. Выражаясь медицинским языком- анамнез😉

Да уж, картина вырисовывается презанятная! И Александр I, и Карамзин с Державиным, и Сперанский с Аракчеевым.

Читать непросто, но очень интересно. Книга так и осталась незаконченной. И чем ближе к ее концу, тем бльше в глаза бросается недоработка текста. Но это и понятно. Очень-преочень жаль, что жизнь писателя оборвалась...

Кому читать? Однозначно пушкиноведам. Историкам. Литераторам. Современным детским психологам (да, да, почитайте как воспитывали мальчика Сашку, и ведь ничего!)

После книги для меня стало очень многое понятно и в творчестве, и в характере поэта. Хочется заново перечитывать (и уже начала).

Оливия Киттеридж. Элизабет Страут

Любите ли вы, идя вечером мимо какого-то дома, заглядывать в окна и представлять себе разную жизнь? Я да.

Вот и эта книга, как из кусочков мозаики, состоит из разных судеб множества людей. Объединяет их маленький городок и она- учительница на пенсии Оливия Киттеридж.

Оливия не лишена недостатков, многих вообще раздражает, потому что "она никогда не пыталась быть доброжелательной или просто вежливой". Но давайте вглядимся попристальнее;) Она появляется всегда в нужный момент и говорит нужные слова. Окружающим становится легче. Она из тех людей, которым доверяют... Но... В то же время из тех, кто превращает жизнь самых близких в мучения и искренне не понимает этого. Наоборот, считает, что любит, а это они ее не ценят и не берегут. К сожалению, узнаваемый персонаж.😢

Но, на самом деле, таким персонажем, связующим все рассказы воедино, мог бы быть любой житель этого городка.

Книжку прочла с удовольствием. Как раз осеннее чтение. Тихая печаль, мудрость или нет -не знаю, но наблюдение это точно. Мне интересно читать про героев этой книги. У каждого свои недостатки, но и достоинств немало.

Здесь будет много всего: печалей и радостей, болезней и потерь, свадеб и дней рождения. Будет даже каноническое ружье, которое выстрелит 😉

Стану ли читать продолжение? - Да! И очень хочу посмотреть сериал с Фрэнсис МакДорманд в главной роли.


Моя гениальная подруга. Элена Ферранте

Наконец-то дошли руки до нашумевшего романа. Сначала мне книга понравилась. Вообще люблю истории длинною в жизнь;) А тут даже не семейная сага, а всё в одном флаконе: дружба двух девочек на фоне послевоенной итальянской жизни. Написано хорошо, подмечены психологические нюансы, где-то детально, где-то штрихами…

Но вот читаю я читаю и думаю: а где же развитие сюжета? Очень подробно чуть ли не каждый день, так ведь и книга скоро закончится! И –бац! Закончилась!

И что это было? Познакомились в первом классе, повествование дошло до юношеских лет, хочешь узнать что было дальше- читай еще три книги!

Вы серьезно?! Я бы могла понять такой объем, если бы что-то происходило, если бы отношения девочек претерпевали какое-то качественное изменение, так нет! Все по сути одно и то же… В чем там их дружба заключалась описывать подробно не буду, каждый найдет что-то свое. Мне это показалось неким симбиозом, в котором больше не дружбы, как мы ее привыкли понимать, а ревности, соперничества, зависти если хотите…

В общем, за следующие три книги браться не захотелось. Зато решила посмотреть сериал. Сначала прямо хорошо пошло, девочек на главные роли подобрали замечательных!Но потом… В общем, и в книге не интересно, и в сериале вообще скукота.


Трансатлантика. Колум Маккэнн

Необычная книга. И стилем повествования, и переплетением судеб героев. Да и самими героям. Не для всякого.

Очень кроткие предложения. (И это мне после Маркесовских предложений на страницу!) Но ничего, я привыкла.🤗 Проблема в другом. Вот некоторые цитаты:

"Двинулись дальше, разором переулков.

Дождь преклоняет колена на землю.

Алкок тоже пил, но в полный голос, публично и от души.

Браун расчисляет"

Ну и особенный перл

"В белизне халата движется юность ее тела"

🤦‍♀️🤦‍♀️🤦‍♀️

И так далее. Кровь из глаз. А ведь наверняка в оригинале это очень щемящая и пронзительная книга! Но..

Глянула переводчика. ОМГ! Та же самая Анастасия Грызунова, которая испортила Селесту Инг! Ее "закаченные глаза" и "историю, вонью висящую в воздухе" я так и не смогла забыть. А тут ведь текст еще сложнее!

Вот правда, я не знаю почему издательство @phantompress отдает таких хороших авторов ТАКОМУ переводчику! И где же редакторы? А то "утишиться" кочует из книги в книгу. Или есть такое слово, а я не в курсе? 🤔

Жаль. Откровенно жаль. Теперь придется выбирать книги не по авторам, а по переводчикам


Кризис самоопределения Бен Элтон

Я на тебя хэштег затаила- будет теперь моей любимой фразой после книжки Элтона. Очень своевременная книга! Бен Элтон в свойственной ему сатирической манере (не забываем, что хотя автор написал Двух братьев, вообще-то он писатель-сатирик) описывает общество повсеместно "обиженных и оскорбленных". Раздувание пожара из ничего. Лишь бы за слово зацепиться. Война хэштэгов.

«Это фигура речи. А контекст как же? Контекст теперь хоть кого-то вообще парит?

-Нет шеф. Никого не парит. Вам бы надо к этому привыкнуть!»

В романе намешано все: детектив, Брекзит, битва толерантностей, MeeToo, русский след и прочая прочая. Мне понравилась едкая сатира, стёб, препарация того, что происходит. Да, гиперболизировано, но правда. Во всем этом мире, «подпирающем радугу», самой уязвимой и безоружной группой оказались белые гетеросексуальные мужчины. Ну а что вы хотите? Почему-то ратующие за свободу признают свободу только СВОЮ, абсолютно забывая, что это двусторонняя вещь;) Но книга не только о гендерном самоопределении. Она о многих вещах:

«Конечно, это касалось не только трансгендеров, то же самое происходило вообще со всеми группами! От мужчин до женщин. От цис- до транс- От Странников Новой эпохи да белых расистов. От веганов до язычников. От кельтов до мясоедов. От антипрививочников до просвященных гуманистов. От гордых крупноразмерщиков до ассертивных анорексиков… Дылды, гиганты, малютки… У всего населения, казалось, руки чешутся подраться, потому что все кругом высказывают недостаток уважения!»

В общем, она о том, до какого абсурда и дури можно дойти..



Лавр. Евгений Водолазкин.

Встретившись однажды, полностью расстаться невозможно. Человек остается в памяти как ее часть…

Избыточность порочна и приводит к духовному опустошению.

-Что же вы за народ такой?! Человек вас исцеляет, посвящает вам всю свою жизнь, вы же его всю жизнь мучаете!

-Ты в нашей земле так ничего и не понял

-А сами вы ее понимаете?!

-Сами мы ее конечно… тоже не понимаем.

Еще один закрытый гештальт. Ооочень давно хотела прочесть эту книгу. И чем больше хотела, тем больше были ожидания. Все-таки премия Большая книга! Но… Все-таки ждала чего-то ли другого, да и осталось множество вопросов. В том числе главный: для чего это всё?

Как тут не вспомнить слова главного редактора @phantompress Игоря Алюкова, что современный русский автор пишет о себе.  Думаю, что это как раз тот случай. Некая личная метафизика писателя. История тут не главное, главное-духовные поиски, а в плане развития и сюжета, и логики- зачастую топтание на месте. До занудства.

Очень резало переплетение старославянского с современным языком. Ну то есть представьте все эти «яко же» и «аче хочеши» и тут же «спасибо за комплимент» или старец говорит: «я ожидал, что она тебе понадобится в ближайшей перспективе».  Я понимаю, что это было сделано намеренно, но зачем??? Атмосферность сошла на нет. Обидно, потому что автор вполне способен писать прекрасным русским языком, соблюдая ту или иную стилизацию.

Роману, претендующему на значительность и глубину, совершенно ни к чему эти кудри в виде флэшфорвардов.

Далее. Почему 1550-1600 гг называют средними веками? Я не историк, но, по-моему, как раз это уже даже не Позднее средневековье.

Ну и вишенка на торте, когда 90-й Псалом начали читать по усопшему. Тут даже я, далекий от религии человек, подскочила.

В общем, прочла, галочку поставила. Не думаю, что прямо всем зайдет. Но верующим будет прочесть небезынтересно. Моя оценка 7 из 10


Леопард. Ю Несбё 

Мне нравится Несбё. Читала у него Сын и Снеговик. Обе книги  хороши. Леопард- это следующая книга за Снеговиком из дела Харри Холе. После Снеговика Харри уезжает в Гонконг зализывать душевные и физические раны, твердо решив больше не возвращаться в полицию. Но в Осло опять появился серийный маньяк, с особой жестокостью убивающий женщин. Тут без старины Холе никак.🤷‍♀️

И в этот раз Несбё не разочаровал. Книга довольно толстая, но нет затянутости, зато есть бесконечные догадки, версии, интрига и напряжение. Не хотелось выпускать из рук. Хотя крови и жестокостей хватает, но это ж Несбё! Тому, кто привык про цветочки-василечки, лучше не браться вообще.

Мне книга отлично зашла после серьезной классической литературы. Люблю чередовать. И да, обязательно прочту следующую- «Призрак"



Пожалуй, хватит пока. А вообще, прочла больше. Напишу в следующий раз;)

И да, вы же помните как я не люблю вопрос когда ты все успеваешь?;))

Ваша Татьяна-Ласточка

P.S. Мужу значительно лучше, спасибо всем, кто желал нам здоровья! Берегите себя!!!

12 комментариев:

  1. Таня, Лавр продолжает лежать в хотелках. А про Оливию заинтересовал роман. Да и Бен Элтон на слуху. Пушкина читала давно... Несбе не знаю, хочу ли.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лиля, думаю, что Лавр тебе будет интересно почитать;) И про Оливию. еще есть продолжение. Называется "И снова Оливия". Незнаю есть ли электронный вариант, чтобы денег сэкономить
      А вот насчет Бена Элтона не знаю. Сама книжка не сказать что интересная, но очень много тонко подмеченных вещей;) На бумажную жаль денег, но я купила в электронном виде.

      Удалить
  2. Лавра читала, Элтона читала " Два брата" остальное в новинку, захотелось Оливию прочесть, характеристика прямо моей мамы " не старалась быть людоброжелательной", но была честной и открытой. Спасибо за отзывы.

    ОтветитьУдалить
  3. Читала только Лавра, может быть я очень далека от такого сорта литературы и не дотянулась душой, но он нагородил таких дебрей с этими скачками с одного "языка" на "другой язык", что я не поняла к чему этот выпендрёж и какую смысловую нагрузку он несёт для современного читателя? Вообще, от многих описаний, я постоянно ощущала, что хочется принять душ.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Поспешила ответить и пропустила Тынянова, конечно я его читала, еще в юности и помню, что она мне безумно понравилась, но в то далёкое время классика меня волновала)))

      Удалить
    2. Татьяна, ну вот и я о том же. По мне так ни к чему это нагромождение. типа показать что вот я филолог и эти словечки знаю? Ну так давайте вставлять кто что знает и может. Это ли Литература?
      Тынянова я еще купила себе Смерть Вазир-Мухтара о Грибоедове. говорят, чт о удачнее всего Кюхля о Кюхельбекере

      Удалить
  4. Здравствуйте, Татьяна! С интересом прочитала Ваш обзор. Ох, как давно читан Тынянов, наверно, такие вещи нужно перчитывать. Лавра тоже хочу давно прочитать, пару книг Водолазкина прочитала, и мне понравилось. А про Оливию я несколько месяцев назад писала в своём блоге, я тоже её рекомендовала читателям.
    Заинтересовал Несбё, да в наших библиотеках его не сыскать. Я до сих пор ищу "Убить медведя", которого Вы когда-то рекомендовали...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Людмила Федоровна, Убить медведя -это сравнительно новая книга Фантома. Не знаю как в ваших, но в наших библиотеках ее точно пока нет. Только покупать.
      Интересно. почему нет Несбё. Очень популярный писатель, да и не вчера книги начали выходить...
      У Водолазкина хочу попробовать Авиатора. Если не пойдет, то точно "не мой писатель"

      Удалить
  5. Плохой переводчик это горе( обидно за автора.
    У меня блог тоже в большей степени для себя, приятно потом через год посмотреть, какие эмоции книги вызывали.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. а еще если кто-тоспрашивает, быстренько найти свой отзыв и скинуть;) Очень часто выручает!

      Удалить
    2. Это точно! Меня когда просят что-нибудь посоветовать теряюсь, а блог открыла, пролистала и можно выбирать.

      Удалить

LinkWithin

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...