пятница, 8 февраля 2019 г.

Про нации и так далее... Длинный пост

Мне очень повезло в жизни. Мое сознательное детство прошло в Южном Казахстане, в городе Чимкенте. Т.е. самый основной период, когда по сути  формируется человек, его мировоззрение, культура, моральные устои, навыки, и так далее, и так далее. Все мы родом из детства! А с 6 до 17 лет я жила в Чимкенте;))
  Для тех, кто не очень знает что собой представлял Южный Казахстан в те годы, немножко расскажу. Ну, во-первых, Средняя Азия всегда была неким котлованом народов, особенно те места, через которые проходил шелковый путь. Вот карта для наглядности. Видите красный значок Ташкента? А чуть выше- белый кругляшок Чимкента (Шымкент как сейчас он стал называться). Между Ташкентом и Чимкентом всего лишь 100 с небольшим километров;) По моим нынешним сибирским меркам-это практически за углом;)

Я сейчас не буду углубляться в историю конкретно Чимкента. По разным источникам его возраст может доходить до 1300 лет. Но дело не в возрасте. Главное, что в этой местности до революции уже проживало население около 130 национальностей. Представляете? Не по одному случайно залетевшему путешественнику, а деревнями, общинами, поселениями. Т.е. целыми общественными агломерациями, как сейчас бы назвали. Ну а что началось после революции, мы, к сожалению, знаем. Ссылали отовсюду. Не только репрессированных из европейской части России, но также из Крыма, Кавказа, Грузии, Поволжья, Прибалтики... Из восточной части страны ссылали корейцев. Людей везли эшелонами... Кто-то выживал в лагерях, кто-то просто был на поселении. Потом война. Скольким людям дала приют Средняя Азия, в частности Южно-Казахстанская область, трудно даже представить. Сюда эвакуировали заводы, многие специалисты, так потом тут и остались... Уже в советское время были найдены большие запасы полезных ископаемых, соответственно, заводов строилось еще больше. Ехали специалисты да и просто молодежь со всей страны. Вот и папу моего в свое время пригласили работать...

Помню, первое, что нас поразило по приезду, это улицы фруктовых деревьев (рви фрукты хоть ведрами-никто ничего не скажет), маковые поля за окном и ковры тюльпанов в степи по весне. Мы жили в новом микрорайоне на окраине города и вид из моего окна был практически таким:
А в плане национальностей это был настоящий Вавилон! Так получилось, что я сменила три школы. Причем два раза в одной и той же школе меняла классы. И примерный среднестатический национальный состав в классе могу вспомнить. Даже напишу для наглядности.
На класс: казахи- примерно человек 5, узбеки- 3, греки 1-2, корейцы 1-2, немцы 1-2, татары-2. Остальные русские и украинцы, мы даже как-то и не понимали особо кто есть кто, ориентировались просто по фамилии;) Также были белорусы, армяне, евреи, осетины, чеченцы, ингуши, курды... Не в каждом классе, но нередко. Т.е. этнический состав понятен?;)

Вот и скажите мне, какой тут в принципе может быть национализм?! Нам и в голову не могло прийти, что кто-то лучше или хуже по национальному признаку. Может быть что-то где-то конечно и было, но мы, дети, этого не видели и не знали. Ну разве что при ссорах слышали иной раз от казачат "русский-ж*па узкий!" А мы им кричали в ответ "казах- ж*па назад!" Щас пишу и смех разбирает, разве ж*па должна быть вперед?:))))
А сколько было межнациональных браков! Вот скажите, ребенку то как свою любовь делить? Она одна, что к маме, что к папе. Может, конечно, от чего и зависит, но уж точно не от национальности. На самом деле, я считаю, что таким детям повезло. С молоком матери впитывают разные культуры. Знаете поговорку: Сколько языков ты знаешь, столько раз ты человек?;) А тут сразу два в одном флаконе:))) Да, есть свои особенности, в чем-то непросто. Но это как два базиса одновременно. Еще крепче человек на ногах стоит;)
Наверное еще одна немаловажная деталь. Я -русская. За всю свою жизнь я никогда не слышала от родителей какого-то негатива  в адрес другой национальности. Вообще. Поэтому когда сейчас мне кто-нибудь говорит нечто типа "ну что ты от него хочешь, он же... ", это как лакмусовая бумажка. Для меня человек перестает существовать. Ассоциации с чем-то гадким и глупым...
Вот пишу этот пост и задумалась. У моих детей хватает в друзьях людей другой национальности. Это в Томске, в общем-то не отличающимся особым национальным разнообразием. Но происходит это не потому что мои дети специально выбирают для дружбы нерусских. Скорее, эти дети тянутся к моим, потому что мои в принципе не делают разницы русский ли, нерусский ли, им это даже в голову не придет. А другие дети просто это чувствуют.

(фото Максим Золотухин)

Но! На самом деле пост этот я пишу не для того, чтобы лишний раз поратовать за дружбу народов. Это и так понятно. Скорее, он про понимание и про то, сколько дает человеку возможностей вращение в мультикультурной среде.

Есть другая крайность, она же глупость. Считать, что все люди одинаковые и если действует человек по определенному шаблону- хороший, не действует-плохой. Во-первых, вы что, Бог, чтобы устанавливать шаблоны? Люди-разные, культуры-разные, менталитет -разный. Но если ты хочешь существовать мирно, то будь, добр это учитывай. Почему я говорю, что мне повезло? Да потому что с младенческих лет я была вынуждена это понимать. Как учиться ходить, писать, читать. Ребенок, живущий на берегу моря, как правило, умеет плавать. Ребенок, помещенный в мультикультурную среду,  вынужден ее изучать хотя бы на бытовом уровне и учиться взаимодействовать с разными детьми (людьми). Простой пример. Допустим, подралась я с русским мальчишкой, да и пофиг. Через пять минут помирились и оба забыли. Подерусь с татарином- вряд ли через пять минут помиримся. А уж если с чеченцем, то готовься, через 10 минут тебя придет быть вся чеченская улица! Поэтому хошь-не хошь, думай своей башкой, прежде чем что-то делать, учитывай нюансы! Замечу, что драться я не перестала, но последствия всегда представляла ясно;)

Уж не знаю по какой причине, то ли из-за врожденной интуиции,то ли именно из-за этого детского опыта, мне всегда очень легко понимать других людей. Он всего два слова сказал, мне уже понятно что хочет. А бывает и не сказал. Конечно, я тоже ошибаюсь, не Ванга же, но крайне редко. Иной раз хочется ошибаться чаще... Но в подавляющем большинстве случаев, что называется, чую за километр... Мне часто мои знакомые говорили: ну ты людей как рентген просвечиваешь. Малознакомые люди частенько спрашивают "Вы психолог?" А мне всегда было удивительно это слышать. Ничего не просвечиваю, какой психолог, все само собой... видно же!

Опять отступление. На самом деле, понимать-не значит принимать. Мы же понимаем зачем преступник украл кошелек. Но не принимаем. Утрирую, конечно, но суть ясна;) Мы понимаем откуда идут истоки тех или иных поступков. Но остается вопрос: принимать или нет. Это исключительно ваш выбор. Но если ты хочешь жить в этом месте и с этими людьми, то приходи к консенсусу;)

 Часто думаю да какая я на фиг русская? Ведь я люблю, чтобы был порядок в делах и мыслях, чтобы все четко, по полочкам, никогда не полагаюсь на знаменитый русский авось, всегда стараюсь продумать ситуацию, предвосхитить опасные моменты и вообще все делаю максимально ответственно... Никогда не опаздываю, все стараюсь довести до конца и  сделать наилучшим образом. Строга к себе и требую этого же от других. По крайней мере, от подчиненных. Да и вообще, системный подход и аналитика-мой конек. Но! Обычно в каких-то острых ситуациях,   я веду себя как самая настоящая русская. В том смысле, что привыкли считать русским менталитетом;) Коль пошла такая пьянка-режь последний огурец-это про меня. Хлеб-соль ешь, а правду режь-это тоже про меня, смелость силе воевода- о, и это 100%! Могу долго-долго на что-то копить, отказывая себе во всем, а потом отдать просто так...  Да что говорить, есть такие ситуации, что и в морду легко могу дать (не факт, что до этой морды дотянуться успею, но мне уже будет все равно, поэтому лучше меня не злить). Даже сейчас. Даже невзирая на всю мою интеллигентную благообразную внешность и два высших образования. Потому что есть такие ситуации, когда по-другому никак.

Да уж, русские люди разные, причем, порой, кажется, что кардинально отличающиеся друг от друга. Но, видимо, есть нечто общее, проявляющееся именно в критических ситуациях. Взять ту же войну, например. Терпеть можем долго, очень долго, прощаем по мелочам, но не дай бог нас из себя вывести...

Есть одна фраза, вроде бы безобидная на первый взгляд, но она меня жутко раздражает. Это когда говорят: раз к нам приехал, будь добр веди себя так же как мы. С одной стороны- ну, вроде бы, все правильно. Со своим уставом в чужой монастырь не ходят. А с другой, я когда это слышу, каждый раз переспрашиваю, а как мы это в данном случае как? У нас что, у всех людей одна и та же модель поведения? Вы хотите, чтобы заезжие гастарбайтеры по вечерам ходили в консерваторию, потому что наша местная гопота именно там и обитает? А не мы ли как раз избегаем за границей селиться в отелях, где много русских, любящих устароить "Тагииил" на отдыхе? (Простите меня, жители Тагила, это образно из нашей Раши, а уральцев я люблю, ну вы и сами знаете;))) Или весь мир не дрожит, опасаясь русской мафии? В общем, вы поняли к чему я веду.

Великая страна та, в которой смогли ужиться люди разных национальностей, разных культур и менталитетов. Почему-то у нас принято ругать Америку. А какая другая страна смогла принять  такое количество страждущих со всего мира и дать им прибежище? Поэтому для меня, как ни крути, Америка- великая страна. Хотя было всякое.
Чем многообразнее культура, тем сильнее страна. Да, ей управлять куда сложнее, чем мононацией, но хочешь быть руководителем сильной державы- учитывай все условия!

Знаете вот что меня очень трогает? Даже как человека другой страны. Когда у знаменитого казахстанского боксера Геннадия Головкина спросили кто он по национальности, он ответил так: Моя мама-кореянка, мой папа-русский, а Мен Қазақпын! Вот и все! Снимаю шляпу!

Да, моя родина- Томск, Сибирь- здесь я родилась и здесь прожила большую часть жизни. Но и Казахстан-моя Родина. И я люблю обе земли и горжусь обеими!


 Кто мы только не были в детстве- мы были советскими детьми. И сейчас кто только не живет на территории России, но мы- россияне! Люди разные, а страна одна!
Страна не делится на русских не нерусских, местных или тех, кто приехал. Деление может быть одно: человек ты или нет. 
Не могу не вставить пару слов вот о чем. Сейчас много развелось т.н. политкорректности и толерантности. Дутой. Я как называла всю жизнь негров неграми, так и буду их называть, но при этом мне и в голову никогда не придет вложить в это слово какой-то негативный смысл или относиться к неграм как-то иначе, чем к европеидам или азиатам.  И мне противны люди, пытающиеся исправлять других, что хорошо бы говорить "афроамериканцы", но при этом кривенько усмехаясь. И я считаю, что раздавая роли, например, английских лордов или Щелкунчиков чернокожим актерам-это не политкорректность, это -подачка, унижающая расу в целом. Есть фильм "Зеленая книга" и множество других подобных фильмов- это как раз то, что нужно делать, чтобы не дай бог не повторилось, а не заниматься всякой фигней, подменяя действительное отношение к людям иной расы или национальности!

Вот коллаж собрала. Просто как иллюстрацию, что красота не имеет деления на расы или национальности. Да, могут быть личные предпочтения, но это другое. А мир разнообразен, и это здорово!

В заключение хочу дать ссылку на один интересный пост в ЖЖ, где просто опубликованы фотографии ребят-жителей Ташкента (по сути, что Чимкент, что Ташкент-разница небольшая, этнический состав похож). Так вот, это ребята, в которых намешаны разные национальности. Попробуй определи. Точнее, раздели. 
Пост здесь

В посте использованы фотографии Чимкента и Южно-Казахстанской области из интернета. К сожалению, только у одной фотографии смогла найти источник (указала). 
Ваша Татьяна-Ласточка.

68 комментариев:

  1. Татьяна, какой большой и интересный пост. Думаю мы, родившееся в СССР, все чем-то похожи. Если даже не похожи, то все равно понимаем друг друга именно по менталитету. Ну и детские годы проведенные в одном месте, всегда воспринимаются, как родные места. Я родилась в Сургуте и прожила там 35 лет, а каникулы проводила в Самаре, где жили бабушки и дедушки, ну и родители оттуда родом. И я считаю ее своим вторым "родным" и любимым городом ))).

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина, к сожалению, вынуждена с вами не согласиться. Мне тоже казалось, что это такие очевидные вещи, особенно для детей, выросших во времена, когда "15 республик- 15 сестер" и так далее...Но я встречаю столько негатива от людей моего возраста и даже старше в адрес другой расы или национальности, что волосы дыбом! Каждый раз ужасаюсь и думаю откуда они вылезли, кто их воспитывал??? Понимаете, такие посты же не рождаются на пустом месте...

      Удалить
  2. Подпишусь под каждым словом!в моем советском детстве такого количества национальностей не было, но из тех что были, тоже никогда не делили на тех кто лучше или хуже, судили по поступкам. Мне, бледнокожей блондинке, в детстве довелось встречать новый год в образе узбечки (парик и нарисованные брови, жаль фотографий нет), по ощущениям было не хуже принцессы, подружки завидовали такому перевоплощению!!! Вообще как-то добра было больше в людях, может это только так кажется спустя столько лет...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Татьяна,ямного думаю об этом и прихожу к выводу, что не добра было больше. Просто люди были спокойнее, увереннее в завтрашнем дне, в будущем своих детей, не дергались и не раздражались по пустякам. А сейчас все раздраженные, кажется, спичку поднеси- вспыхнет! На самом деле понятно почему так,даже перечислять не буду.
      Но винить в своих бедах кого-то другого- это полная глупость. Общее правило всех правителей: как в стране все плохо или затеялась какая-то катавасия, проще найти внешнего врага;) И ату его, ату! Но голова на что дана?
      Я тоже,когда была маленькая, в Уразу надевала узбекский сарафанчик, заплетала много косичек и бегала с узбечатами колядовать по-нашему. Помню как все взрослые улыбались и давали мне побольше конфет.... Эх, чудесное было время!

      Удалить
  3. Таня, с огромный интересом прочитала твой пост! Не могу дать такой же развернутый ответ) Скажу просто - аплодирую стоя каждому твоему слову!!!

    ОтветитьУдалить
  4. Таня, спасибо за тему, что касается толерантности , то русские гораздо толерантнее многих европейцев, хоть об этом кричат на каждом углу. Живу в вавилонской башне, только у нас на площадке живут французы ( считай мы), босняки и алжирцы, в доме наблюдаются еще африканцы, итальянка , айзербайджанская семья, и все уживаются , общаются и дружат, особенно дети для них нет никаких преград.
    Поняла, что многих объединяют традиционные устои, все семейные, у нас сейчас поднимается проблема гомофобии, но это из другой оперы.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Хадижа, я это подозревала, мы проще что ли. Меньше лицемерим, тоже, видимо, в силу национального менталитета. Но дебилов и у нас хватает.

      Удалить
  5. Таня, над роликом с песней просто...зависла-какое исполнение!) Сразу не разложить по полочкам твой пост-соглашусь с Татьяной Кочубей. Мой папа был родом из Северного Казахстана-русский, белокожий с голубыми глазами. Мама-частокровная украинка(светлая память!) Муж по отцовской линии-зырянин. В университете училась с болгарами, армянами, татарами и представителями других национальностей. Но мы не задумывались, кто есть кто-просто дружили. Да, Таня, в Америке есть не только виртуальные, но и реальные друзья-им там хорошо, и Слава Богу. А фильм "Зелёная книга" надо посмотреть) Вообще, твой пост не оставил равнодушным-спасибо.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина, большое спасибо, что не прошли мимо. Этот пост из разряда #наболело;)
      И, на самом деле, я его долго писала. Потому что в двух словах не объяснишь.
      А Зеленую книгу обязательно посмотрите, отличный фильм!

      Удалить
    2. Таня, посмотрела фильма "Зелёная книга". Справляюсь с...впечатлениями. Очень сильные!)

      Удалить
  6. увидела ошибку : чИстокровная-так правильно.

    ОтветитьУдалить
  7. Таня, спасибо за пост. Потому что в нем здравый смысл и адекватность, которых так не хватает многим людям вне зависимости от возраста...
    Помню в детстве были куклы в народных костюмах. Думаю, всех республик СССР. И я от всей души жалела, что не грузинка, потому что у куклы грузинки было самое красивое платье :-)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оля)))) А мы все время в школе всякие разные танцы танцевали и мне очень хотелось эстонский танцевать. Потому что у них красивая круглая брошка)))

      Удалить
    2. Эстонки слишком яркие мне казались, а вот грузинку ту в белом платье с голубым передом до сих пор помню.

      Удалить
  8. Для справки - во мне намешаны русские, евреи, башкиры... Работаю со студентами и учеными со всего мира.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. У нас сейчас университет и политех стали многонациональными. И я так этому рада!!! РЕально студентам самим интереснее учиться, много обменов;)

      Удалить
    2. К нам некоторые ваши выпускники приходят работать или учиться, всегда тебя вспоминаю :-)

      Удалить
  9. Таня, заставила задуматься. Ведь, правда, все мы родом из СССР, хотя многим и не нравится, что так говорят. И мои родители никогда не проводили грани между национальностями, даже как-то вопросов не возникало. Мой отец родом с Украины, и я там бывала в детстве, и никакого негатива не встречала, что я русская, да еще и из Москвы приехала. Мне и сейчас как-то все равно, какой национальности человек, главное, чтобы он был человеком.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лена, интересно, почему кому-то не нравится, когда говорят что родом из СССР? Разве это плохо или хорошо? Времена то не выбирают...

      Удалить
  10. Татьяна, пост... просто слов не хватает! Очень откликается в душе! У меня муж из Казахстана. У него папа русский(хотя у этого папы мама хохлушка, папа казах), мама татарка, а у этой мамы папа казах, а мама татарка. Я вроде бы русская - прадед с Вологды приехал на Ю.Урал с семьей после войны. А наш сын... Сколько в нем крови разной! Национальность не есть равно человек хороший. А на работе у нас в коллективе - и русские, и татары, и башкиры с казахами и киргизами. Вообще читала твой пост и понимала - никогда мне в голову не приходило относится к человеку как то по особенному негативно, только потому что он другой национальности. Ну татарка моя подруга. Ну не ест она сало, но подругой от этого она быть не перестала!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. вот, Надя, во многих из нас столько понамешано, что делиться вообще глупость несусветная!

      Удалить
  11. ...Моя пробабушка из Казахстана, из тех, кто не по своей воле...,растила детей,те растили своих и уж мы бабушки..., и не "делим" никого, только все время удивляемся, куда "катится" мир, а ведь его так упорно "толкают" те, кто сам имел бабушек и пробабушек из нашей общей,не простой страны со сложной историей и многонациональным населением... Таня, все правильно написала, такое надо знать...

    ОтветитьУдалить
  12. Спасибо сердечное за то, что Вы так четко обозначаете свою позицию по такому скандальному вопросу. Шовинизм и национализм отвратительны в равной степени, особенно их бытовые проявления.
    У меня родители выросли в Казахстане, были спецпереселенцами. На Кавказ вернулись 57-м году после 16 лет ссылки уже почти взрослыми. Казахстан болью живет в сердце каждого из нас.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лейла, вот как раз всю жизнь не считала это каким-то скандальным вопросом. Обычный здравый смысл и человеческое взаимоуважение...Но, как написала чуть выше в комментарии, глядя на мир, нельзя не удивляться... Спасибо за комментарий!

      Удалить
    2. Здравствуйте, Татьяна! Согласна с Вашим комментарием. Национальный вопрос называю скандальным потому что он, как правило, вызывает полемику. При этом знакомый, коллега или приятель своими неосторожными высказываниями заставляют взглянуть на них по-новому. И уже неважно, что добавляют при этом: "Хорошие люди у вас тоже есть, но..." Вы справедливо заметили, что это как лакмусовая бумажка. Обходя сложные темы, я даю шанс собеседнику "сохранить лицо".
      Вообще мне кажется, что уважение к людям, в том числе отличающимся от нас, умение видеть то, что нас объединяет, прививается в очень раннем возрасте и непременно в семье. Спасибо!

      Удалить
    3. Лейла, я очень хорошо вас понимаю. И вот эта добавка "хорошие люди и у вас есть" -просто как контрольный выстрел в голову! И про шанс сохранить лицо ох как знакомо! Но!!! Опять-таки, из моего личного опыта, не воспользуется он этим шансом! Ведь такое отношение к национальному вопросу-это признак даже не необразованности, а глупости! Потому что умный человек даже если чего-то не знает, сначала подумает, стоит ли об этом говорить. А глупцу вы ничего не докажете и не объясните!
      На самом деле, все это общий подход. Допустим, меня в принципе нельзя обвинить в невнимании у чужому мнению. (Хотя некоторые пытались, но читайте выше-дуракам ничего не объяснишь) Всегда стараюсь понять. Бывает, что не понимаю, тогда так и скажу. Не поняла. Ситуации бывают разные, когда-то учитываю, а когда-то поступаю по-своему. Но это не значит, что не слышу;) Это не то чтобы я сейчас хотела о себе рассказать, просто как пример. Потому что такое отношение -оно из детства;) На подсознании уже;)))

      Удалить
  13. Таня, спасибо за интересный пост!! Я раньше даже не задумывалась об этом.Я в принципе вообще не делю на нации людей, уважение я проявляю ко всем и сына учу тому же. Главное что бы человек был "человеком":)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Наташа, а я вот то там, то сям вижу негативное отношение. К сожалению. Поэтому наболело;)

      Удалить
  14. Татьяна, спасибо! Очень близок пост. Человек, остальное приложиться. Ко многим не прикладывается. У меня болезненное недоумение от общения с теми людьми, у которых превалирует, что если у человека другая национальная принадлежность, автоматически человек становится как минимум тупым и т.д. Всё идёт от семьи.
    Спасибо за пост!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Вот так, Людмила, очень часто бывает, что все становится с ног на голову. Ибо априори такое отношение к людям иной национальности-это в первую очередь признак тупости!!! Но основное свойство дураков- считать окружающих дураками... Се ля ви;)

      Удалить
  15. Татьяна, какой замечательный, умный пост! Если G+ не накрылся, добавила бы к себе.
    Мы все родом не из СССР, а просто из детства, каждый из своей среды. Огромнейшее влияние оказывает среда, но ещё большее - семья. Вам повезло, что были умны и добры к людям родители.
    Национализм, шовинизм и прочее базируются на ксенофобии. В широком смысле это боязнь всего нового, незнакомого. Чем шире у человека кругозор, личный опыт, чем шире круг общения, тем он больше знает о мире, тем объективнее его взгляды и правильнее отношение к другим людям и происходящему.
    Дремучесть - вот источник любого национализма.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Алина, все так и есть! Я просто хотела обычными словами объяснить что думаю, не подключая гнозиофобию, неофобию и, как следствие, ксенофобию;)) Это все от тупости, как раз, как я выше в комментариях писала;) Умный человек:
      а) все время старается узнавать как можно больше о мире, о разных станах и людях, о их культуре, менталитете и так далее
      б) даже если чего-то не знает, у него всегда хватит ума не брякнуть какую-нибудь дурь о незнакомых людях;)
      Меня воспитывала не только семья, но и улица. в самом широком смысле;) А сейчас, когда все дети сидят по квартирам, роль семьи заметно возросла. Поэтому если в какой-то семье с этим неполадки, то очень печально за детей... Мало шансов, что кто-то перевоспитает.

      Удалить
  16. Таня, я несколько раз возвращалась в твой пост. В красивом месте ты росла, потрясающе живописные и захватывающие дух пейзажи.
    Конечно, мы выросли в СССР и нас так воспитывали, что все равны, мы впитали это с детства. Сейчас другое время и молодёжь совсем другая, нет авторитетов, куча информации из всех источников, порой очень негативной информации, особенно на тему национальностей и пр. Мы можем только своим примером воспитывать наших детей, ненавязчиво показывая им, что в каждой национальности и народности есть хорошие люди и плохие, что относится к людям надо не с учётом их национальности, а с учётом их поведения и поступков. Когда мы жили в Краснодаре, то я удивлялась тому, что там проживает множество национальностей и они живут дружно, никто никого не обижает, не гнобит, воспитывается в детях дух патриотизма и уважение к людям, мне это очень понравилось, люди учитывают особенности характеров и обычаи разных народностей.
    А у нас сейчас очень много приезжих из бывших республик СССР, они зарабатывают здесь, в основном неквалифицированной работой и в нашем заведении часто наблюдаю, что они держатся особняком, если они идут группой, то очень громко общаются между собой, на своём языке, смеются, создавая ощущение базара и порой, делая вид, что не понимают по-русски, хитрят и не исполняют свои прямые обязанности, в Краснодаре я такого не видела.
    Знающие люди рассказывают, что в больницах Москвы сейчас на должностях младшего медперсонала очень много работает людей азиатских национальностей, многие из них вообще не говорят по - русски, к лежачим пациентам, особенно русской национальности, не подходят, люди лежат в своих испражнениях, много пролежней, попить не принесут, не то, что поменять памперс. Моя двоюродная сестра, которая живёт в Москве, недавно лежала в травматологии со сломанной ногой, рассказывала очень эмоционально о своих наблюдениях. Как к таким людям можно относиться? Согласна, что и у нас такие есть. Но здесь какая-то демонстративность присутствует.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Света. вот именно потому я писала такой длинный пост, чтобы все моменты осветить, в том числе и о том, о чем ты говоришь;)
      Все правильно, Краснодар-довольно многонациональный город. И ты там видела людей разных национальностей в привычной среде обитания (если так можно сказать). Из разных социальных групп, разного уровня культуры, воспитания и так далее. А в Подмосковье ты видишь кого? -тех. кто приехал на заработки и занимается низкоквалифицированным трудом. Причем таким, что даже наши на него не идут, иначе бы мигрантов на работу не брали.
      И речь как раз о том, что надо оперировать одинаковыми переменными! Брать один и тот же срез. Что наш младший медицинский персонал творит я тоже могу порассказать, к сожалению, не дай бог никому в больнице оказаться! И что, теперь нужно знак равенства проводить между хамкой и лентяйкой санитаркой и мной потому что мы одной национальности??? Вот об этом и речь;)
      А тут получается, что естественный негатив от плохой работы санитарок и нянечек переносится на то, что они видите ли другой национальности. Идет подмена понятий. А те в ответ, естественно, это чувствуют, держатся кланово и "мстят" еще больше.

      Удалить
    2. Наши-то как раз хотели работать и работали, их всех поувольняли и сделали клининг, самолётами привозят рабочую силу из бывших республик. Видимо, это дешевле обходится.

      Удалить
  17. Таня, ты права! Человек не живёт в вакууме и его человеческая ценность именно во взаимодействии с другими людьми. Сейчас одни границы сужаются- клановость, национализм, а другие расширяются - третий пол, сексменьшинства. Мое отношение зависит от меня. От того, чему меня научили родители и жизнь. Я в человеке вижу человека, а не национальность.

    ОтветитьУдалить
  18. Татьяна, а я- твоя землячка. Родилась в Чимкенте, но жила в Джамбуле до 17 лет. Очень люблю казахстанские степи, горы, да просто воздух там другой-родной!
    Полностью с тобой согласна, что раньше не было никакой национальной разделенности. В нашем классе учились: русские, немцы, казахи, узбеки,украинцы, корейцы, евреи, татары. Но национальность не имела никакого значения. И это не только в школах было, и на производствах, в институтах и тд. Может быть, потому что мои родители были двух разных наций: русская и корейская, а может, потому что нам в школах вдалбливали, что все нации - братья, но я всегда с уважением относилась и отношусь ко всем национальностям. А уж какой человек по сути, зависит от воспитания и его внутреннего мира.
    Знаешь, сейчас порой разжигается специально национализм. И понятно, кому это на руку...А жаль, что молодежь ведется на такие примитивные "разводы".

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Татьяна, ух как здорово! Землячка! Что Чимкент, что Джамбул- рядом же. Один этнический состав;) Согласна, что национализм порой разжигается специально. Наша задача -не вестись;) И мне просто тошно бывает, когда окружающие начинают ратовать за тех или иных, руководствуясь национальным признаком. Даже те, от кого не ждешь.

      Удалить
  19. Я была в Чимкенте в 1983 году, поразили арыки и тепло в ноябре, а еще виноград, висящий в беседке и сохраненный специально для меня... У нас, в Северном Казахстане в это время уже были сугробы и сильные морозы.

    Карту, кстати, рассмотрела внимательно и не только Чимкент увидела, но и свой родной Кокчетав (сейчас Кокшетау). Сильно скучаю за степями и просторами, и очень мне не хватает казахских лиц, для меня они и есть родные.

    P.S. До сих пор храню золотое кольцо, отлитое как национальное казахское.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Оля, я тогда тоже была в Чимкенте;) Не помню конкретно ноябрь 1983-го, но погода раз на раз тоже не приходилась. Частенько на демонстрацию 7 ноября мы шли в зимней одежде по снегу и замершим лужам;) А бывало так, что первый снег только в декабре выпадал...
      Мне тоже очень сильно не хватало казахских лиц. А вот как съездила в Горный Алтай в позапрошлом году, с такой радостью смотрела на алтайцев! и язык похож, из той же группы тюркских языков.

      Удалить
  20. Таня, я родилась в северном Казахстане в Кокчетавской области и во мне намешана украинская, татарская и русская кровь.
    Для меня главное , чтобы человек был хороший!
    Ты все правильно написала полностью с тобой согласна!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Надя, ух ты, сколько нас из Казахстана! Северный Казахстан очень красивый! Хотя каждое место красиво по-своему;)

      Удалить
  21. Я абсолютно советский человек (по рождению, по воспитанию), более того, я еще "отягощена" тем, что родилась и воспитана в мегаполисе с бешеным сплавом народов и культур. Интернационалист по факту)).

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ну Москва-это вообще новый Вавилон, как мне кажется!

      Удалить
    2. Поэтому я в шутку выделяю "национальность" - "москвич"))). Тань, вот интересную статью встретила
      https://arzamas.academy/mag/641-greenbook

      Удалить
    3. Прочитала, Саш. Вот все думаю это сколько ж времени должно пройти, чтобы это все излечилось? Думаю, не одно поколение...

      Удалить
    4. Сложно сказать,Тань. Я училась в США в 1991 г. и это было время, когда черные начали отыгрывать свое. Белые начинали их бояться.Бояться увольнять, бояться связываться, бояться сказать что-то против. Начиналась эпоха толерантности (тогда только этого слова не было))). И это сложный процесс. Ни плюсов, ни минусов. Сначала угнетаем, а потом получаем весь пакет ненависти в обратном направлении. И эта ненависть тоже перекрывает границы разумного. И бывшие угнетатели начинают бояться даже связываться с бывшими угнетенными. Оттуда и черный президент, и скандал на Оскаре с малым количеством черных в номинациях, и боязнь негров называть "неграми" (а "черными" не западло))), и черный Дроссельмаер в "Щелкунчике", и черные актеры, исполняющие роли русских дворян в постановке "Евгений Онегин" в Метрополитен-опера, и невозможность уволить черного работника (всегда обвинят в расизме)...Ну и так далее. А потом начинаются погромы в провинции (забыла город)и масса черных бездельников, спокойно живущих на велфере и не собирающихся ничего делать... Ну и замкнутый круг. Опять взаимная ненависть и скрытое неприятие под маской фальшивой толерантности. Эх.

      Удалить
    5. ну да... Это же как маятник, который долго оттягивали в одну сторону. Вот и пошло колебаться туда-сюда, жди пока амплитуда затихнет.. Я и говорю, не одно поколение сменится...
      Одного не пойму: у нас то этот тупой национализм откуда? ну ладно бы еще человек в какой-то глухой местности жил в одиночку. Не слышал, не видел, книг/газет не читал, воспитывался волками. Хотя трудно представить, но все же. Но когда я подобные вещи слышу от примерно моих ровесников, матерей и отцов семейств, с высшим образованием, между прочим, у меня волосы дыбом:(((

      Удалить
    6. А это поиск "внешнего врага" (модифицированный). Внутри себя копаться не хочется, проще найти "внешнего врага" - инородца (чужого). Это как аттавизим, присуще человеку. Просто у кого-то он глушится наличием разума и воспитания, а у кого-то ... Ну и 90-е гг. добавили своё (со всем "светлым-разумным-вечным":(((), будь они неладны.

      Удалить
    7. вот именно! Это ж проще простого- искать виноватого на стороне;) А иной раз целенаправленно делается. Как раз в комментарии Татьяне Кочубей писала;) Но на плечах то голова должна быть, а не кочан капусты! Но, как говорится, свои мозги не вставишь:(((

      Удалить
  22. It is always so interesting to read you about your country, Tatyana! Your description and pictures would reconcile many French people with this part of the world, so far away from the dreary clichés that have been hammered into people's minds. Thank you Tatyana, and I wish you a nice week.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Dear Sandrine! I am very pleased that you understood everything and wrote very wisely, despite the difficulties of translation! My compatriots also have a lot of clichés, unfortunately. I'm trying to somehow wrestle it. Thanks for the comment!

      Удалить
  23. Для меня люди не делятся на нации, они делятся на людей и не нелюдей.
    В каждой нации есть и то и другое.
    Всегда необычайно интересно внутреннее содержание той или иной культуры, взаимоотношения, быт, темперамент, предпочтения...
    Выросла на Тюменском Севере, вот где было смешение народов, такого разнообразия наций больше нигде не встречала))) видимо мой интернационализм из детства.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ань, я знаю, что для тебя не делятся;) Знаешь, вот мне всегда казалось, что если человеку выпал шанс познакомиться с представителем другой национальности или культуры-его грех не использовать!Интересно же! Можно и на свою жизнь под другим углом взглянуть, это всегда полезно;)
      Но наблюдаю иную картину: настороженность, враждебность и заведомое обвинение во всех грехах.. Ну как так то?! устала уже от разочарований в людях..

      Удалить
  24. Таня, вот спасибо, слова истины, как бальзам на сердце.) Чувствую все тоже самое, что и ты.) И крайне не люблю дутую толерантность, у меня даже мной выдуманная фраза есть "Не толерантно заставлять человека быть толерантным".)))
    Я считаю нормально не питать особого пиетета ни к какой расе или национальности, все хороши по своему. И меня коробят фразы типа "не люблю тех-то", да не люби на здоровье, но относись с уважением, большего и не надо. Иркутск всегда был многонациональным городом тоже, у нас и буряты, и тувинцы, и татары, и китайцы, и армяне, и грузины, встречаются и поляки с немцами, так что я тоже привычная.)
    Спасибо за чудесный пост!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лиза, да. Иркутск всегда был более многонационален, чем, например, Томск. Но по сравнению с тем местом, где я росла, он не многонационален вообще;))) Хотя дело же не в бешеном количестве наций. А в подходе;) Научился уживаться с тремя-пятью разными людьми, научишься уживаться и со всеми остальными;)))

      Удалить
  25. Я живу и жила всегда в Беларуси, в моем окружении не было к сожалению людей другой национальности, мне кажется общение с ними это как живая экскурсия. Пост очень интересный!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. ээээ... Лена, то то и оно, экскурсия-это взгляд со стороны, кратковременный и поверхностный. Развлекушка. А мы жили вместе. Это переплетение.

      Удалить
  26. У меня та же ситуация, что и у Саши-Александрины. Родилась и выросла в Москве, где вообще все намешано. Привыкла. И горжусь тем, что у нас в стране столько разных народностей и культур.
    Я скорее сталкивалась нередко с негативом по отношению о себе как к москвичке - в других городах (привыкла уже), и как к русской - в Прибалтике, куда много ездила отдыхать с родителями в детстве и юности (в Литве так вообще с открытой ненавистью). По национальному признаку. Как раз был самый СССР. Что ж...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Маша, пост был ...эээ.. как бы всеобщий. Об отношении к тому, о чем не знаешь;) О том, что нельзя экстраполировать свой небольшой опыт на всех. Я бы легко могла в этом посте заменить людей нерусской национальности, например, на москвичей. Все то же самое. Да, вся страна их ненавидит. Но речь о том, что каждый конкретный человек то тут причем??? На самом деле трудно противостоять, например, 13 лет проработав в общероссийских (читай московских) компаниях. Ежедневное чванство, снобизм, хамство к людям на других территориях, необразованность, непрофессионализм, но попробуй возрази! "Вы там в своих убогих деревнях сидите и заткнитесь". И это повсеместно!!! И слышать это приходилось как от коренных москвичей, так и от тех, кто сам недавно там поселился. В народе давно шутят, что появилась новая национальность- "москвич".
      С одной стороны я очень понимаю настороженность к москвичам своих земляков, но с другой всегда стараюсь отделять мух от котлет. Думаю, что если бы не мое детство, мне было бы сложно удержаться. Вот я о чем;)
      А в Прибалтике наших не любили никогда. Наверное есть причины. История... Но тут я точно не могу что-то сказать, потому что я там даже никогда не была...

      Удалить
    2. Тань, а я понимаю. И согласна с тобой, что при чем здесь каждый конкретный человек? Но, видимо, большинству легче не включать каждый раз ум, но следовать более примитивному инстинкту "не такой, как я, значит, плохой и враг, он опасен". Очень древний инстинкт. Жаль, что многие так на этом уровне и остаются.
      Что касается Москвы, у меня от довольно многих людей ощущение, что это какие-то дикари. Не от всех, нет, конечно. Достаточно вполне интеллигентных людей. Но на фоне этой орды (другого слова не подберу) они теряются. Так что, да, усреднённый образ москвича не радует, к сожалению.
      В Прибалтике всё сложно. Но опять же: мелко и нецивилизованных вымещать на спокойных отдыхающих, от которых имеешь доход, свою ненависть к властям.
      В общем, в любом случае: уровень развитости, культуры, воспитанности, цивилизованности каждого, с обеих сторон - определяющий.

      Удалить
    3. Маша. не могу не согласиться;))

      Удалить
  27. А у вас не появилось краеведение? У нас его вводили в старших классах школы, как раз углублённое изучение того места где живёшь.
    Недавно обсуждали что в школе и институте нам были не важны национальности и росли все вместе, и работали потом дальше все вместе.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Катя, а вот и не знаю. Когда учился сын (в начале 2000-х), у них прямо ввели Историю Сибири. А сейчас в новой программе ничего такого нет, к сожалению. Сомневаюсь, что в старших классах появится.

      Удалить

LinkWithin

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...