Уже который раз порываюсь написать этот отзыв, но то слова не складываются, то мысль кажется недостаточно ясной, то вообще дергают каждую минуту… Это я к тому, что на самом деле очень трудно писать отзывы на художественные произведения. Про себя ходишь, перемалываешь, а на гора выдать тяжело . Прямо по Маяковскому: «в грамм добыча, в год труды, изводишь единого слова ради тысячи тонн словесной руды…» Естественно, я ни капли не претендую, эта преамбула лишь для того, чтобы мне простили некое косноязычие и прочие огрехи;)))
Может быть вы помните, я
рассказывала, что выиграла в детской книжной конфете у Лены-Шимки книгу Марины Аромштам
«Когда отдыхают ангелы» и обещала поделиться впечатлениями. Книга не детская. Совсем. Я даже и не знаю, когда ее можно дать детям на прочтение;) Наверное, не раньше пуберата;))) Причем, не раннего;) Книга отличная, интеллигентная, трогательная, тонкая, написать которую мог только человек, очень любящий детей. Но любящий не так ути-пути, а трезво, без розовых очков, со всеми плюсами и минусами. Эта книга напоминает нам, что дети-те же самые люди, только маленькие. А еще эта книга откровенная, я практически уверена, что в образе Марины Семеновны Марина Аромштам описала себя. Эта книга из тех, что будешь перечитывать, поэтому я очень рада ее наличию в бумажном варианте. Сюжет описывать не буду (я вообще не любитель этого дела, как вы заметили), скажем так, история взросления ребенка начальной школы, плюс взгляд на ситуацию неравнодушного учителя. Сказать о книге, что это литература, наверное было бы неправильным. Но и не психологическое чтиво а-ля как поступать с ребенком. Мне она чем-то напомнила книги Елены Макаровой, где много вопросов, в первую очередь к нам самим…
В книге очень часто идет отсыл к Янушу Корчаку, поэтому естественным следствием явилось прочтение его «Короля Матиуша». Кто не знает Януша Корчака? Думаю, что таких найдется мало. И даже если найдется-не поленитесь, хотя бы погуглите, такие вещи просто надо знать, чтобы иногда пепел Клааса стучал в наши сердца. Так вот получилось, что я не читала его книг, в частности детскую сказку «Король Матиуш первый». Поэтому стали читать вместе с Полиной. Скажу сразу: если бы не было подводки Аромштам, то, наверное, было бы несколько иной впечатление. А так-ожидала большего. Полинке, как всегда, всё понравилось, но попробовала с ней поговорить, разобрать идеи, смысл и так далее- ребенок понял в лучшем случае треть. Поэтому все же эта книга не для младшего школьного возраста. Корчак ставит много вопросов, но не отвечает на них, а маленькие дети привыкли к категории хороший/плохой. Причем сами дети, как правило, в своем восприятии всегда находятся по эту сторону добра;) А на самом деле- жизнь она ведь всякая! Пусть ребенок недопонял эту книгу сейчас, перечитает позже. Но в детской библиотеке она должна быть! Просто всему свое время. Сказка светлая, но очень грустная. Взрослый человек бы сказал: реальная. Но и детям совсем не помешало бы задуматься о некоторых вещах. Особенно современным.
Вот тут я перехожу к несколько острой теме, которая давно не дает мне покоя. И чтение подобных книг только усиливают мою тревожность. А именно: с некоторых пор мне стало казаться, что наша жизнь стала слишком вертеться вокруг детей. Особенно чувствуется контраст с советским воспитанием. Я не говорю обо всех, но нас, как правило, воспитывали без излишних заморочек, т.е. были основные понятия, но до тонких струн наших душ не особо кому-то было дело. Теперь все наоборот. Косвенное подтверждение- небывалый спрос на психологическую литературу по детскому воспитанию. Сразу условимся, что я буду говорить о хороших родителях, для простоты, мамах. Без иронии.
Я знаю немало очень хороших мам. Таких, о существовании которых я, например, в своем детстве и не подозревала:))) Они делают для своего ребенка всё (как и наставлял Корчак), причем не в их понятии всё, а как бы объективно (ну насколько я могу судить). Ребенка понимают, направляют, трудно представить себе ситуацию, когда такая мама просто бы отмахнулась от ребенка. Все ситуации и конфликты она старается решать мудро, а если сама не справляется- обращается к книгам или психологам. Т.е. мама для ребенка-это не только безусловная любовь и тепло, но и целый мир, в котором очень комфортно и уютно. Так ли это хорошо? Про то, что детки прирастают пуповиной и уже не особо нуждаются в ком-то еще, я сейчас не буду, тема чуть-чуть другая.
Думаю, что наши дети сейчас не имеют возможности социализироваться. Ведь даже в садики не все ходят. По возможности мы стараемся отдать ребенка в хороший садик, в хорошую школу, предварительно все узнав и перепроверив. Я имею в виду педагогов. В возим по кружкам, секциям и занятиям, опять таки к лучшим педагогам. Педагоги-это одно, но ведь и дети общаются опять таки с себе подобными. Смешения практически не происходит. Во дворах либо не гуляют (да, вот такая примера времени и «приличных» домов-нет дворов, зато есть автостоянки), либо гуляют, но четко в периметре, огороженном решеткой… Понятно, что в круг общения не попадают .. ну скажем так, менее благополучные дети. А наши детишки продолжают находиться в комфортных условиях, оазисе! И когда они потом неизбежно сталкиваются с реалиями жизни , что происходит? Ответ очевиден. Опять же, дети разные. Тонкие натуры переживают шок особенно болезненно. Я вспоминаю свое советское детство, когда, казалось, бы отличия не были столь явными. Обычный двор, обычная школа (хотя нет, школа была с уклоном, но не суть важно), общественный транспорт, университет, аспирантура… И потом вдруг попадаю на производство! Вот это была ломка! И слава Богу, что для меня это произошло уже в относительно взрослое время, да и прививки в виде стройотрядов дали некий иммунитет. А что же будет с нашими детьми, особенно теми, кто родился относительно недавно???
Время от времени я смотрю на хороших мам, восторгаюсь их умом, психологическим подходом к детям, себя по ходу корю за многое и так далее… Безусловно, дети вырастают у таких родителей очень достойными- умными, развитыми, чувствительными, но.. слишком уж они индивидуалисты что ли… Если не сказать больше;)) Хоть я и не считаю себя уж очень хорошей мамой, но у меня такой же ребенок! Да, моя дочь-умница, она талантливая и тонкая натура. Именно поэтому мне за нее так тревожно. Как я уже сказала, такие мысли у меня не вчера появились, а книжки Аромштам и Корчака только усилили мою тревожность. Иной раз я сама не против эдакого «загрубления», если цитировать Аромштам;) Например, при выборе педагога не стала делать упор на индивидуальный подход, а расставила другие приоритеты: умение донести материал, дисциплину, недавление на эмоции детей, да и вообще недерганье понапрасну. Ну и на сам класс, конечно. Там каждый со своим характером и способностями, вот и пусть учатся сосуществовать, а я стараюсь не вмешиваться;) Сделала бы так хорошая мать? А вряд ли… Бывает, что я, как всякая нормальная мать, занимаюсь самоедством, но что-то мне все чаще кажется, что когда все слишком хорошо-это тоже плохо (с) Вот такие педагогические мысли накануне нового учебного года.
Ну а чтобы все-таки закончить пост на позитиве, вставлю несколько веселых картинок, найденных в интернете
Ваша Татьяна-Ласточка