Читаем.
Так уж получилось, что ноябрь оказался для меня не слишком радостным месяцем. Череда невеселых событий, неприятности на работе, к тому же некоторые проблемы со здоровьем привели к творческому кризису. Надеюсь, недолгому. Поскольку хотелось как-то отвлечься, то читала и смотрела больше обычного. Постараюсь поделиться впечатлениями пока не забыла;)
На книгу Маргарет Мадзантини "Не уходи" я не наткнулась случайно- искала ее с целью прочесть перед просмотром одноименного фильма. Т.к. почти всегда лучше сначала прочесть книгу. Бывают, конечно, исключения, когда фильм получается лучше книги, я лично знаю таких только два: Семнадцать мгновений весны и Английский пациент. Если у вас есть прочие примеры- поделитесь, пожалуйста. Так вот, фильм мне настойчиво советовали посмотреть, поэтому я сначала предпочла прочесть книгу.
С одной стороны, история стара как мир- мужчина мечется между двух женщин: женой и любовницей. А с другой -не совсем типична: жена- умница, красавица, самостоятельна и успешна, а любовница- страх божий, то ли уборщица, то ли горничная, ни образования, ни красоты, ни вкуса-сплошная вульгарность... И тем не менее случается любовь... Или это не любовь? Страсть? Похоть? Щемящая жалость, перерожденная в безумное влечение? Или результат рефлексии главного героя? Может ли надрыв сердца перерасти в любовь? Вобщем, книга о химии любви, о том, что так трудно поддается логике и описанию...
Муж Маргарет Мадзантини- известный режиссер Серджио Кастеллито снял по этому роману фильм, где сам сыграл главную роль. А роль героини исполняет Пенелопа Крус. Когда я читала книгу, я уже знала, кто снялся в главной женской роли и все думала: "Ну как же она это сыграет то???! Ну невозможно роскошной Пенелопе преобразиться в эту нищенку Италию! И режиссер слукавил, подсунув нам Пенелопу, чтобы мы заранее начали ей сочувствовать!" Ан нет! Крус в этом фильме гениальна!!! Не уверена, что можно бы было сыграть лучше, и если бы я вручала Оскары- всяко бы отдала его Пенелопе Крус за эту роль.
Вобщем, фильм получился очень пронзительным, как и книга, поэтому рекомендую. Единственное, что меня лично резануло, это построение сюжета: герой вспоминает свою любовную историю во время того, как его родная дочь висит на волосок от смерти.. Как то я в эти вещи не верю...
Вышел новый роман Дины Рубиной "Синдром Петрушки". Рубину я очень люблю, наверное я уже писала, что читала многие ее произведения. Самые любимые- "На солнечной стороне улицы" и "Высокая вода венецианцев". Потрясающим образом мои впечатления о Средней Азии или Венеции совпадают с ощущениями писательницы... Только я как та собака- все понимаю, сказать не могу;))) Говорят, что самой Рубиной "очень много" в ее произведениях. Наверное так и есть, но я не считаю, что это плохо. Так или иначе автор пропускает все через призму своей души. Несколько коробит другое. Трудно подобрать слово.. вобщем нечто сродни высокомерию, ощущению богоизбранности. И такая безапелляционность сквозит их всех произведений, зачастую становясь просто бестактностью по отношению, например, к людям другого вероисповедания... Если говорится об арабах, то явно не с возвышенными эпитетами, о христианских святынях... лучше я пример приведу: "..Иисус тщедушен, как ребенок, с лицом изможденного старого еврея. На одном из распятий он, свесив голову, удрученно разглядывает свои большие разлапистые ступни, связанные как у гуся..." или вот другой пример: "Христос-так уже мертвее мертвого, как будто провисел на кресте добрых две недели, с оскаленным ртом, торчащим кадыком и чуть ли не выбитыми зубами. Рана под ребром- так уж весьма натуральная, драная, кровища лаком хлещет" (Воскресная месса в Толедо). То есть формально не придерешься, описывает не самого Христа, а его изображения, но скажите мне, позволительно ли это писателю такого уровня? А если бы наоборот? Это же "инженер человеческих душ"! Неужели настолько пепел Клааса стучит в ее сердце??? как-то не комильфо... и такие примеры сильно мне режут глаз. Улицкая себе такого не позволяет! Она как-раз отличается тактичностью и поиском истины, а у Рубиной- многовековая обида...
Впрочем, вернемся к новому роману. Наверное я не разделю восторженных отзывов о нем. Да, написано очень неплохо, тема интересная затронута, сюжет нетривиальный.. Но меня как-то не задело. Может быть много повторений, затянутости, тяжеловесности. То да потому... Если бы подсократить, то наверное роман приобрел бы относительную легкость, что присуще фирменной прозе Рубиной. А еще есть несколько буквальных повторений, что уж совсем нехорошо. Например "музыка небесных сфер" при описании голоса повторяется два или три раза... Интересно написано про Львов и Прагу (ни там, ни там не была, захотелось теперь). Мне кажется, что Львов- это вообще особый город, уникальный! Жалко, что про Сахалин мало. Я была на Сахалине, это удивительный и красивый край! Но такое впечатление, что у писательницы о нем слишком поверхностное мнение... все ограничилось описанием метели.
Сейчас читаю роман Ирвина Шоу "Ночной портье". По ощущениям это роман должен быть написан примерно в 60-е годы, этим он и показался мне интересным. Сейчас, с позиций нашего времени, его стиль мне кажется несколько наивным, но в том то вся и прелесть- прямо такой аутентичный! Если бы кто-то сейчас захотел написать о том времени, то получилась бы всего лишь стилизация. Как оказалось, Шоу написал эту книгу в 1975 году.
Я роман пока не дочитала до конца, поэтому выводы делать рано. Речь идет о молодом человеке, к которому волею судьбы попала огромная сумма денег.
Нравится стиль, нравится описание среды и общества того времени. Кстати, читая такие романы, понимаешь насколько мы реально отстали от Запада! Ценности, к которым мы стремимся сегодня, америка переросла уже в 70-е годы. Печально становится за нашу страну и общество.. А еще мне в этом романе очень нравится мысль, что деньги сами по себе не могут приносить радость. Они должны работать, это всего лишь средство для постижения ценностей жизни. Это возможность кому-то помочь, посетить те места, которые до этого были недоступны, это возможность повысить свое образоване и т.д. Это- свобода, если на деньгах не циклиться. Умение получать удовольствие от жизни-это тоже своеобразный талант. Вобщем, читаю дальше..
Ну про фильм "Не уходи" я уже написала выше;) Следующий фильм, который я посмотрела-
"Матч Пойнт" Вуди Аллена. Название его слышала неоднократно, но думала. что он исключительно про тенниссистов)) А он про жизнь вообще. Фильм классный! Цельный, выдержанный от и до, всего хватает и ничего лишнего- как я люблю))) При просмотре все гадала чего же он мне напоминает и где-то на середине хлопнула себя по лбу! Опа! Да это ж Драйзер наш Теодорушка с его Американской трагедией! Неужели Аллен решил сделать "а-ля"??? И даже смотреть расхотелось, но потом все-таки себя заставила: уж больно хорошо снято, да и артист, играющий главную роль (Джонатан Риз Мейерс) сильно понравился. Только посмотрите на его глаза! И не зря досмотрела! Фильм обретает свое завершение неожиданным финалом. Т.е. начало закольцовывается (есть такое слово?) с концом. Как здорово, что повернули на 180 градусов! Класс! Класс!Класс! Автору- респект и уважуха! Еще в фильме снимается Скарлетт Йохансон. Не люблю ее, но здесь она очень органична.
Следующий фильм- фильм итальянского режиссера Джузеппе Торнаторе "Малена". Сицилия. Муссолини вступает в войну. В небольшом городке живет красавица Малена (Моника Белуччи), мужа которой забирают на войну через месяц после свадьбы. Малена его верно ждет и пытается устроиться хоть на какую-то работу, чтобы прожить. но ей везде отказывают, т.к. жены работодателей накладывают свое вето из боязни потерять мужей. А Малена настолько красива (особенно на фоне окружающих-специально что ли таких страхолюдин понабрали?), что каждый ее проход по городу превращается в событие. дальше сюжет пересказывать нае буду;) вся история рассказывается от имени 12-летнего мальчика, вступившего в пору полового созревания. Фильм неплохой, но по-моему слишком много переборов. Чувство меры явно изменило режиссеру, а мера и отличает хороший фильм от нешедевра. Там, где было бы достаточно намека, нам по 15 минут показывают одно и то же... Концовка у фильма не вполне ожидаема- мне это понравилось. Также было интересно посмотреть на сицилийский уклад. Я конечно предполагала, что итальянцы темпераментны (мне еще в школе говорили, что у меня итальянский темперамент))), но чтобы настолько!!! Вобщем, фильм смотреть можно, но учтите, что он тяжелый...
Вот такой вот получился обзорчик. Буду рада услышать ваше мнение;) Всякое.